“Здесь нет ничего”: Мурманск глазами журналиста и прозаика Аркадия Бабченко

Автор: 19.11.2013 9 387

Не так давно наш портовый город-герой посетил известный журналист и прозаик Аркадий Бабченко. Человек, который побывал призывником-срочником на первой чеченской, а затем, контрактником, на второй. После ушёл в журналистику и работал военкором ещё и на войне в Южной Осетии в 2008 году. Параллельно написал несколько художественных произведений о современных вооружённых конфликтах в России, за что заслуженно считается одним из основоположников современной военной прозы.

В рамках проекта “Журналистика без посредников” Аркадий Бабченко заглянул и к нам в Заполярье. Каким Мурманск — “Росийские ворота в Арктику”, которые наша власть почему-то держит на замке, в то же время, ратуя за развитие туризма, предстал перед этим человеком, Аркадий Бабченко рассказал в своих путевых дневниках.

Здесь и пустой порт, и мурманские моряки, которые вынуждены везти рыбу в Норвегию, и серые дома, и наша пенитенциарная система на примере иностранцев из “Гринпис”, и идиотизм законодательства, и “свобода слова”, и даже ответ на вопрос “Кому в Мурманске жить хорошо?”. Пусть субъективно, но глубоко и толково. Впрочем, читайте сами.
Мёртвое место

Путевые заметки Аркадия Бабченко из Мурманска — города с видом на арестованный корабль ARCTIC SUNRISE

detailed_picture

Каждый раз, когда я приезжаю в российский портовый город, меня поражает одно и то же обстоятельство. А именно — рыбный порт. Казалось бы, море, портовый город, корабли, рыболовство, ярусоловы, лебедка тянет трал, прокопченные солеными ветрами мужики… Во всяком случае, любой портовый город за границей выглядит именно так. В четыре утра половина мужского населения приморских городов садится на свои лодочки, выходит в море, закидывает сети и в семь уже продает свой улов на рыбном базаре.

Чего на таких базарах только не увидишь. Рыбы и существа, названия которых даже не знал. Все это свежайшее. Все стоит копейки. В Турине, который от моря вообще-то километрах в ста пятидесяти, мне подарили двух маленьких осьминогов на сдачу с двух евро. Цвет и вкус лосося, отведанного в Финляндии, до сих пор вызывают слюноотделение. Устрицы Ирландии в сезон считаются первыми по вкусовым качествам, устричные ресторанчики в Галвее составляют целые улицы, вся Европа едет сюда зимой на праздник живота и потребляет морепродукты тоннами. На Родосе мы попробовали какую-то странную морскую штуку. В Стамбуле рыбный базарчик располагается прямо на задворках набережной, рыбу можно купить с передвижных лотков, тут же вам ее пожарят и принесут к пластмассовому столику.

Приморские города живут морем. Туризмом, рыболовством, флотом, танкерами, сухогрузами, контейнеровозами, лайнерами, круизерами, паромами, яхтами, яхточками, корабликами, лодчонками, барками, карбасами, катерами, прогулочными аквариумами, стоянками, пирсами, причалами, крабами, макрелью и треской. На Ла-Манше движение как на Тверской в час пик. Это естественно.

И самые оживленные места в портовом городе — это рыбный базар и порт. Кроме России. В России все всегда не так.

Порт в российских портовых городах — совершенно пустое, мертвое место. Сюда ничего не заходит. Здесь ничего не стоит на рейде. Здесь никто не арендует стоянку. Здесь не играет на круизных лайнерах музыка. У пирса нет ни одной идущей с Бермуд на Камчатку частной яхты. Здесь не кипит разгрузка утреннего улова. Не идет погрузка пассажиров на прогулочные кораблики.
Здесь нет ничего.

Ничего, кроме военных, таможни и эфэсбэшников. Все, что есть в наших портах, — старое, облезлое пограничное железо. Которое стреляет во все, что только вздумает покуситься на наши священные воды. Ну и время от времени арестованное судно экологов, которое они охраняют.

Да вы и не сможете попасть в порт. Это запретная территория. Страшная военная тайна.
Ну, согласитесь, странно было бы видеть толпы немцев и французов, зашедших на пару дней в Питер посмотреть Эрмитаж и пришвартовавшихся в Финском заливе за двадцать баксов. Или датчан, привезших треску, потому что в Питере — открытая таможенная зона и самые либеральные законы.
Враг не пройдет. Граница на замке. Потопим любого.

Такая картина — по всей стране. Везде, от Калининграда до Владивостока. В приморских портовых городах де-факто не существует портов. Нет морского бизнеса ни в каком его проявлении. И что совсем уж досадно — нет рыболовства. Свежую рыбу по адекватной цене вы не сможете купить нигде, ни в Калининграде, ни во Владивостоке. Во всяком случае, у меня это не получилось ни там, ни там.

***

Мурманск не является исключением. Пустой порт. Одинокий атомный ледокол в Кольском заливе. Пограничные катера. Пара сухогрузов. Рыбных ресторанов нет. Рыбного бизнеса нет. В ресторанах — треска по московским ценам. Гребешки? Кальмар? Краб? Лосось? Нет. Ничего нет.

Лосося, правда, выращивают на атомной станции, потому что там постоянно есть слив теплой воды с охлаждающего контура, но назвать морепродуктами продукцию этого рыбохозяйства, которая наверняка вся выращена на анаболиках, язык не поворачивается.

Мост через залив, который строили двадцать лет, еще с Советского Союза, — единственная достопримечательность, единственная гордость, хотя без уныния на это сооружение из серого бетона смотреть невозможно.

Пятиэтажки, девятиэтажки и двенадцатиэтажки. Пластик торговых центров. Отсутствие внятной дорожной сети. Грязные обочины. А если учесть, что Мурманску всего девяносто семь лет и старой архитектуры не существует в принципе, то смотреть не на что. Только на первый атомный ледокол «Ленин» на приколе. Культ которого в городе развит не хуже, чем культ Биг-Бена в Лондоне.

Здесь, в этой потрясающей северной природе с этими каменными суровыми скалами, с зажатым в черно-белом рубленом рельефе зеркалом свинцовой воды, с горбами мигрирующих подводных лодок, на этих поросших лесотундрой сопках можно было бы построить потрясающий по красоте город. Мужской. Настоящий. Красочный. Как это умудряются делать те же норвежцы. Но вышло как всегда. И главный город региона, столица российского Кольского полуострова, представляет собой все то же нагромождение страшных блочных коробок без следа архитектурной мысли или порыва к красоте.

Наши потомки, наверное, будут сильно удивляться людям, которые жили на этих землях лет за триста до них и умудрились утыкать целый континент одинаковыми безличными городами.

***

Камчатский краб массово размножился в Баренцевом море лет двадцать назад. Хотя завезли его с Дальнего Востока еще в середине прошлого века. И, как всегда случается при попадании в ареал нового крупного, более приспособленного к выживанию вида, это привело к нарушению экосистемы. Второе его название — краб-стригун. Жрет все подряд. Оставляет без пищи донных рыб. Популяция морских ежей и моллюсков уже уменьшилась. А стригун сейчас как раз вступил в период, когда популяция может начать размножаться по экспоненте. И привести к экоциду.

Наибольшие проблемы это доставляет Норвегии, краб-стригун мигрирует против теплых течений, идущих как раз оттуда. Сдерживать его численность Норвегия пытается увеличением вылова. В России же все как всегда — ровно наоборот.

Разговорились с одним человеком. Занимался тем, чем и должен заниматься рыбак. Выходил в море на лодке, закидывал сети и ставил ловушки. Делал свой малый бизнес. Но разве это допустимо — дать рыбаку возможность заниматься ловом в приморском городе? Выделить квоты, определить размер вылова, упростить до минимума лицензирование, урегулировать и упростить систему сбыта, налогообложения, минимизации ущерба и так далее, и так далее. В итоге произошло то, что и должно было произойти в стране, где отсутствует государство, — на человека завели дело по браконьерству. И стали сажать ровно за то, чем соседний Киркенес развивается. Там — рыболовные туры на вылов краба. Здесь — уголовные дела за профессию. При том что, даже несмотря на браконьерство и усиленный вылов, популяция краба все равно растет. Лови не хочу.

Как следствие — полное отсутствие рыбного рынка, уход промысла в соседнюю страну, утечка людей из богатейшего региона, посадки и запредельные цены у сетевиков на то, что само ползает под ногами.
Поддержка малого бизнеса, говорите?
Ну-ну.

***

В порту, у шестнадцатого причала, стоит арестованный «Арктик Санрайз». Как-то он даже в арестованном виде выделяется среди всего остального. Не смотрится судно экологов здесь, посреди всеобщего уныния, принятого уже, по-моему, страной за национальную идею. Не дай бог выкрасить что-то в какой-либо другой цвет, кроме серого! Не дай бог сказать что-нибудь в защиту природы! Не дай бог, нам кто-нибудь что-то скажет! Трех дней не проживет, как известно.

Ярко-зеленое пятно с оранжевой полосой и радугой и чайкой на борту. Пришелец из другого мира. Такая раскраска — почти само по себе преступление. Желали странного. Здесь так не принято. Здесь — не надо выделяться.

В порт, конечно же, не попасть, и мы фотографируем «Санрайз» со склона близлежащей сопки, от памятника «Алеше». По борту ходят какие-то люди. Может, работает следственная бригада, может, эфэсбэшники, а может, и просто охрана.

В кадр все время попадает лошадь. Здесь же, на склоне, около помойки, у выезда из гаражей, на фоне арестованного ярко-зеленого судна с радугой на боку окруженные сеткой-рабицей дети занимаются конным спортом. Познают мир, так сказать.

Около СИЗО в машине круглые сутки дежурят гринписовцы. Говорят, что вот-вот арестованных экологов должны отправить в Питер, поэтому лишний раз раздражать ментов не стоит. Да и злые чекисты в последнее время из-за всей этой шумихи — жуть.

Фотографируем забор, ворота, достаем самодельные плакатики с призывами вернуть свободу Денису Синякову, делаем пару кадров. Ментов стараемся не раздражать, лишнюю шумиху не устраивать. В журналистике, как в медицине, главное — «не навреди». Мы-то поорем и уедем, а им с этими злыми охранниками еще сидеть, а потом и на этап отправляться.

Но хороших кадров не получается, в объективе лишь унылый, выкрашенный все той же шаровой краской забор с мотками колючей проволоки. Надо сменить точку. Находим выше по склону заброшенный недострой. Лезем туда. Из окна фотографируем расстилающийся как на ладони СИЗО. Хотя здесь больше подходит слово «острог». СИЗО — это из области правосудия. А это… Серое, старое, осыпающееся здание с маленькими зарешеченными окошками, лай одинокой собаки, черно-белые сопки, колючая проволока, заложники из Европы, обвиненные в бреднях, порожденных воспаленным чекистским мозгом, православие, самодержавие и народность, деревянные бараки, каторга, Мертвый дом. Острог — как он есть.

И вот здесь, тайно фотографируя из окна заброшенного дома полицейскую комендатуру, в которой сидят взятые в плен мои коллеги, в районе деревянных бараков, около памятника советскому воину, я ловлю себя на мысли, что все это — какая-то пошлейшая партизанщина. На своей же земле.

А если учесть, что в Мурманск я приехал по приглашению вражеской «Беллоны», за сотрудничество с которой сажали эколога Александра Никитина и журналиста Пасько, а сам Григорий Пасько стоит сейчас рядом и фотографирует острог из соседнего окна заброшенного дома и все это больше напоминает войсковую операцию, а не работу журналиста в свободной стране, — то да, партизанщина как она есть.

Поскольку фотограф из меня никакой, время от времени срабатывает выставленная на автомат вспышка. Долго оставаться в здании мы не можем. Быстро отщелкиваемся, выходим на улицу и идем к машине, в которой только и чувствуется облегчение — отработали, не попались, полицейские с чекистами не прибежали, в подготовке побега не обвинили, шпионаж не шьют, снимки не удаляют.
Операция прошла успешно, все улыбаются.
***
По дороге в Заполярный останавливаемся у мотеля. Туалет, магазинчик, кафе, одиночные кабинки для ночевки. От Мурманска до Киркенеса двести километров, и здесь, на полпути, выпить чаю останавливаются многие.
Следом за нами приезжает туристический автобус. В салоне одни мужики. Оказывается — моряки. Едут в Киркенес, на свое судно, чтобы выйти в море за крабом.

Российские рыболовные суда в Россию разгружаться не идут. На работу мурманские мужики ездят в соседнюю Норвегию. А зачем? В Киркенес пришел, разгрузился и ушел. Чтобы только зайти в Мурманск, требуется два дня. Таможня, пограничники, ФСБ, прочая бюрократия. В итоге город с населением в четыре с половиной (!) тысячи человек производит и смысла, и продукции больше, чем город с населением в сто раз больше. Глядя, как русские мужики едут через границу за двести километров, чтобы там сесть на судно — наше же, российское, — уйти в море, потом вернуться и сдать улов в Норвегии, повышая ВВП соседней страны, вместо того чтобы ровно тем же самым заниматься у себя на родине… Я никак не могу понять, как такое могло получиться. Как моя страна дожила до всех этих людей, которые способны только запрещать, только не пущать, только стращать. Только убивать любые начинания. Любой бизнес. Любой труд. Не дай бог в России создать успешное дело. Посадят и отберут. Да и не дадут тебе это сделать.

Самые красивые, самые новые здания Мурманска — жилой комплекс сотрудников ФСБ. Почти в центре. Как раз напротив порта. В котором стоит «Арктик Санрайз».

Хотя Мурманск совершенно не выглядит депрессивным или гопническим, ритм жизни тут ощущается вполне, и, как и в любом приграничном городе, где есть возможность бывать за рубежом, отношения в обществе здесь иные, чем в беспросветной континентальной глубинке. И все-таки люди отсюда уезжают. Уезжают массово. Пять лет назад население города насчитывало шестьсот тысяч. Сейчас — триста. Огромный плакат о продаже квартир в Москве и Питере висит прямо на центральном перекрестке. При том что Баренц-регион — потрясающе богатое по ресурсам место.

***

Пограничный пункт между Россией и Норвегией выглядит на удивление современно. Даже изумляюсь. До тех пор, пока не узнаю, что и это здание строили тоже норвежцы. Впрочем, сама погранслужба работает на отлично. Быстро, вежливо, без проволочек, без хамства, без барства. Просто, приятно, по-человечески. Когда мы говорим, что опаздываем, и просим открыть еще одно окошко — тут же идут и открывают. На обратном пути мне даже говорят «здравствуйте», «пожалуйста» и «добро пожаловать домой». Что свобода перемещения животворящая с людьми делает…

Ну, про культурный шок писать не буду. И так всем все понятно. Тут — середина индустриального периода, там — информационное общество. Тут — закабаление, там — свобода. Тут — бедность, там — благополучие. Тут — темно, там — светло. В прямом смысле. А на российской стороне фонари есть только около заставы. Тут — пустые дороги, там — трафик. Тут ни одного домика и выжженная земля в приграничной полосе, там — первый же домик встретился сразу, в ста (!!!) метрах после КПП! И дальше домики уже не прекращались. Уровень владения территорией просто поражает.

Для жителей тридцатикилометровой зоны в обеих странах введен безвизовый режим. Русские ездят в Киркенес за памперсами. Норвегия ввела программу поддержки материнства, и подгузники продаются без торговой наценки, по себестоимости. В итоге подгузники в Киркенесе пропали. Поначалу норвежцы пытались запретить россиянам покупать подгузники, потому что и своим детям нужно, а тут эти русские скупают грузовиками, но потом решили, что нет — если свобода торговли, то свобода торговли для всех. Дикие люди. Нет чтобы разгромить овощебазу. Или зарезать на задворках пару российских моряков…

Норвежцы приезжают в Никель заправляться бензином.

Эта разница целей поездок отражает для меня всю разницу между «нами» и «ими». Мир двадцать первого века вкладывается в свое будущее. Мы — лишь перерабатываем свое прошлое.

***

На конференции по экологическому загрязнению, на которой присутствует и мэр Киркенеса, замечательная веселая женщина, еще один наш товарищ, Дмитрий Шевченко, координатор «Экологической вахты по Северному Кавказу», узнает, что на него составлен протокол об оскорблении сотрудника полиции. Шевченко был задержан сотрудниками ФСБ в аэропорту Краснодара, якобы в рамках предолимпийских контртеррористических учений. Пытаясь добиться основания задержания и обыска, послал «в задницу эту вашу эфэсбэшную Олимпиаду!». Теперь ему пытаются вменить оскорбление сотрудников полиции. Партизанщина и Кафка.

***

Когда живешь в полицейском государстве, на вещи начинаешь смотреть несколько под иным углом. В аэропорту провожает плакат «Наружка видна всем!». Не сразу понимаю, что речь идет о наружной рекламе. В моем мире наружка — это уже совсем другое.

Впрочем, лучшего слогана для страны Большого Брата и не придумать. Двое моих коллег сидят в остроге за профессию, случайный прохожий ходит под уголовным делом за профессию, мой коллега, с которым мы по-партизански фотографировали то, что фотографировать и так можно, три года отсидел за профессию, судно арестовано за профессию, порт стоит пустой, дома сотрудников ФСБ растут.
Наружка видна всем!
Помни.



комментария 123


    Влад 19.11.2013 14:10

    Все правильно. Скоро здесь останутся только многочисленные сотрудники полиции, фсб, прокуратуры, налоговой, роспортебнадзора, трудинспекции, биржи труда и прочая ничегонеделающая братия. Ну и несколько торговых центров, куда эти получатели бюджетной зарплаты будут относить свои деньги.

    Thumb up 190 Thumb down 19
    Ответить
      Прохожий 19.11.2013 17:09

      Показать комментарий.

      Thumb up 34 Thumb down 77
      Ответить
      Вредина 19.11.2013 21:16

      Показать комментарий.

      Thumb up 64 Thumb down 90
      Ответить
        Вредина 19.11.2013 22:50

        И вообще. Автор откровенно выслуживается. Плевать ему на Владивосток, Калининград, Мурманск и т. д. Ему вообще на всех положить с прибором. Он заезжий столичный гость. При этом наивный. А землячки басен ему нарассказвали как Шахерезада Гаруну аль Рашиду. А дурачок московский уши развесил.
        Ну откуда ему знать про памперсы из Киркенеса? Только из чужих басен. Особенно прикольно выглядит пост про лосось из канала атомной станции. Привет Виктории Чемпоеш и ООО «БЛК-фиш». Пусть возьмут на вооружение совет про анаболики. Глядишь, их осетры начнут расти быстрее. Кстати, они форель выращивают. Там есть экземпляры голубой, радужной, золотистой. Выглядят в садке потрясающе.
        А еще привет ЗАО «Русский Лосось» и Андрею Лашкову лично. Наверно, наш гость и не подозревает, что поедая в Москве семгу, ест скорее всего нашу. Все-таки 40% рынка в бесперспективном регионе.

        Thumb up 52 Thumb down 59
        Ответить
          Володя 20.11.2013 01:38

          Автор служил в Чечне в 18 лет, почитайте его книжки про Чечню, впечатляет
          http://flibusta.net/a/675

          Что вы набросились на него, Мурманск умирает к сожалению, и ничего с этим не сделать.
          Такой огромный город тут не нужен. Пенсионерам точно отсюда надо бежать. Всё дорого и холодно.

          Thumb up 67 Thumb down 13
          Ответить
            Володя 20.11.2013 04:54

            Отрывок из книги автора

            http://flibusta.net/b/289018/read

            Ночами, после возвращения в казармы, нас избивают. Разведка ходит теперь постоянно пьяная, офицеров в казарме больше нет, лишь иногда приезжает Елин, но и он пьет все время. Он собирает у себя в каптерке шоблу, и они бухают по-черному, не в силах больше сдерживать в себе безумие.
            Моздок погружается в сумасшествие все больше и больше, уже никто не следит за солдатами, дедовщина переходит все мыслимые и немыслимые пределы. Челюсти ломают по несколько штук за ночь, молодняк избивают табуретками и прикладами. Салабоны бегут из полка сотнями, не в силах сносить ночные издевательства, они уходят в степь босиком, прямо с постелей. Пополнение не задерживается в нашем полку надолго, из них даже не успевают сформировать маршевые роты и отправить на войну.
            В нашей роте осталось только четыре человека, остальные все сбежали. Сбежал даже лейтенант, призванный на два года после института.
            Мы с Зюзиком не бежим. Нам уже на все плевать. Мы привыкли к этому полку, привыкли к избиениям и трупам, и уходить никуда не хотим. Нами овладела какая-то апатия и стало все равно — жить или умирать, нам так плохо, что хуже уже не будет и все, что ни произойдет — даже смерть — только к лучшему. Мы ждем только одного — когда же нас отправят.
            Ночами нас пиздят и пиздят… А днем мы выгружаем трупы.

            Thumb up 18 Thumb down 16
            Ответить
              Володя 20.11.2013 05:08

              все чаще и чаще ухожу в город. Отправляюсь в Моздок и просто брожу по улицам, наблюдая гражданскую жизнь.
              Прохладно и люди спешат на работу. На переезде стоят машины, горожане на остановке ждут автобуса. Странно видеть, что в этом прифронтовом городе идет обычная жизнь, странно видеть людей, занимающихся своими делами. Кажется, что весь мир перевернулся с началом войны, что вся сошли с ума и все сконцентрировалось только на одном — на смерти, на трупах, на избиениях и страхе. А в мире, оказывается, ничего не изменилось.
              Люди едут на работу мимо развороченных бэтэров, которые стоят на товарных платформах. В них горели наши солдаты. Над головами пролетают груженые смертью штурмовики, и на станции стоят эти страшные рефрижераторы с обгоревшими частями солдат, а рядом, на привокзальной площади, мужики пьют пиво и таксисты торгуются из-за выручки с клиентами в ста метрах от них.
              Это странный город. Жизнь здесь соседствует со смертью, рутинная работа — с ночными грабежами и расстрелами. После наступления темноты на улицу нельзя ступить и шагу, здесь запросто могут украсть в рабство или пристрелить. Быть убитым здесь также естественно, как опоздать на работу. И все же каждое утро люди выходят из домов и спешат на работу, как будто самое страшное, что с ними может случится — это не успеть на автобус.
              На меня никто не обращает внимания. Нас здесь были тысячи таких — молодых солдат с ошалевшими глазами, мы толпами шатались по этому городу и вдыхали жизнь, последнюю свою жизнь в этом страшном лете перед тем, как быть убитыми. Мы ходили по улицам и надеялись на чудо, мы ждали, что кто-нибудь спрячет нас и нам не придется лететь туда, за хребет и умирать, мы заглядывали людям в глаза и молча кричали: «Помогите! Нас хотят убить! Спрячьте нас, ведь мы так хотим жить, мы еще так молоды и нам так страшно! Помогите!»

              Thumb up 17 Thumb down 15
              Ответить
                Володя 20.11.2013 05:13

                В Чечню все отправляют и отправляют колонны. Теперь они уходят каждую неделю. Боевые действия возобновились, и теперь трупов намного больше, чем когда был мир. Их уже не выкладывают рядком вдоль взлетки, а сразу перегружают в «Уралы» и везут на станцию.
                Людей совсем не осталось. Наших там жиманули где-то около Ачхой-Мартана, в полку большие потери. Здесь срочно формируют колонны и отправляют за хребет.
                Вскоре старшина раздает нам смертные медальоны. Мне достается блатной номер — 629600. У Зюзика последние три цифры — 599, у Осипова — 601.
                Смертники алюминиевые. Если гореть в бэтэре, то они плавится, и тогда тебя уже никто не опознает.
                Солдаты ходят в Моздок и покупают себе смертники из нержавейки. Их можно купить на каждом углу — продавать смертные медальоны в прифронтовом городе — выгодный бизнес.
                В граверной мастерской на смертники можно нанести все необходимые сведения — фамилию, год рождения, обратный адрес и группу крови. Самое главное — обратный адрес. Валяться неопознанным куском мяса в рефрижераторах на станции никто из нас не хочет.
                Те у кого денег нет, делают смертники сами — отламывают черпачки у чайных ложек и гвоздем или иголкой выбивают на них фамилию и группу крови. Ложки сейчас в дефиците, в столовой их постоянно не хватает, и вскоре их заменяют на алюминиевые.
                Весь полк готовится к отправке. Весь полк пишет письма, делает смертники и колет на груди группу крови.

                Thumb up 16 Thumb down 14
                Ответить
                  Володя 20.11.2013 05:25

                  В разъезженной траками грязи валяются трупы араба и негра, которые притащила из города разведка. Рубашки задраны, штаны на коленях.
                  Негр — здоровенный кабан. У араба борода лопаточкой закручена в колечки. В животе дырка. Трупы закапывать запрещено. Такое отношение к смерти никто не одобряет. Ночами их жрут псы. Мы расстреливаем псов из автоматов. Но они хорошие солдаты. При попадании даже не визжат, убегают бесшумно. Каждую ночь возвращаются. Эти псы безумны, как и люди, — им приходится пожирать трупы своих божеств, и психика не выдерживает. На них страшно смотреть. За несколько дней от трупов остается лишь почерневшая грудная клетка. Ее сталкивают ногами в канаву и в конце концов присыпают землей. Ожесточение и взаимная ненависть правят людьми по обе стороны дороги.
                  И все же никто упорно не хочет называть эту войну войной.
                  Контртеррористическая операция, и точка.

                  Thumb up 17 Thumb down 15
                  gmbh 20.11.2013 10:14

                  чё ты тему засираешь, придурок

                  Thumb up 23 Thumb down 22
            Барабашкин 20.11.2013 11:47

            Видать там то ему мозг и отбили. Кроме кича нечего в его словах не увидел.

            Thumb up 14 Thumb down 25
            Ответить
              Культурный 20.11.2013 13:08

              gmbh, иди в жопу гандон! чо люди хотят то и пишут.

              Thumb up 13 Thumb down 12
              Ответить
                саамо-сомалийский казак 20.11.2013 15:18

                люди — да. а ты и твой долбоеб друг володя — животные, и вам слова никто не давал.

                Thumb up 7 Thumb down 16
                Ответить
              стремлюсь к объективности 22.11.2013 18:36

              Во-во! Самореклама, двигатель торговли!

              Thumb up 1 Thumb down 2
              Ответить
      Акустик 19.11.2013 21:21

      +++

      Thumb up 7 Thumb down 3
      Ответить
      Иван Николаевич 20.11.2013 10:12

      Верно. Трезвый и обоснованный взгляд со стороны мыслящего Человека на наш город и положение вещей. Многие активные Мурманчане давно пришли к этому выводу и уехали кто куда смог. И в морском городе, «крае суровых мужчин» картину рисует в основном бюджетная пассивная шушера, запуганные крепостные овощи и различные отары наёмных баранов, так называемых «силовиков и правоохранителей»», которых кормят как аквариумных рыбок. Вот такой вот суррогат и абсурд.

      Thumb up 58 Thumb down 14
      Ответить
        Провокатор Добра 20.11.2013 10:28

        На счёт аквариумных рыбок, эт Вы верно подметили, Иван Николаич !
        Я недавно с ужасом обнаружил, что у меня барбусы суматранские (6 штук) ожирением страдают !
        Нет, я конечно не ведаю, страдают они, или им так в кайф, но они стали очень толстыми …
        Это от того, что я добрый хозяин, кормлю рыбок два раза в день, меняю рацион и вообще об аквариуме забочусь.
        А барбусы, они из семейства карповых, а карповые, как известно, могут жрать, пока не лопнут.
        Теперь вот вынужден с их ожирением бороться.

        Thumb up 10 Thumb down 2
        Ответить
      QX56 20.11.2013 12:21

      Как в фильме бумер2. А если все уедут кто останется ?. ….. :))))
      Только когда плывешь против течения, понимаешь чего стоит свободное мнение ….

      Thumb up 12 Thumb down 2
      Ответить
    koka 19.11.2013 14:12

    Показать комментарий.

    Thumb up 57 Thumb down 99
    Ответить
      Людвиг Аристархович 19.11.2013 16:47

      Показать комментарий.

      Thumb up 26 Thumb down 70
      Ответить
      Вход через социальные сети 19.11.2013 21:58

      Ангажированного пиздунка, лучше сказать.

      Thumb up 17 Thumb down 31
      Ответить
    житель Колы 19.11.2013 14:27

    Показать комментарий.

    Thumb up 24 Thumb down 51
    Ответить
      Ванюша Иванов 19.11.2013 14:42

      И что этот выпитый коньяк, сломанный манекен и стрельба по задницам из духового ружья доказывают? Что Мурманск живее всех живых? Вот, помнится, некоторое время назад на бложике Призрак и ПД с увлечением и во всех деталях обсуждали личный опыт в подкладывании под коврик и поджигании говна. Почему Вы не опубликовали ни одного разоблачительного документа из их юности и они остались для Вас любезными, почтенными и уважаемыми?

      Thumb up 61 Thumb down 7
      Ответить

        Вы имеете в виду метрику моего рождения, школьный аттестат, характеристику классной дамы, диплом, военный билет, три паспорта моряка, счёт из мед.вытрезвителя, в котором я так и не переночевал? Я ведь никогда не претендовал на роль некого «уважаемого», Вы вправе, как и любой, как и я, воспринимать так как Вам заблагорассудится, в том числе и этого журналиста. Надо понимать, что существование в том же нашем Мурманске, тысяч подобных мне, довольно существенно отличается от существования тех кто тут «при делах» — мандатах, кабинетах, но содержать, голосовать за них, обязаны мы. Поэтому и восприятие данной статьи будет разное. Это как в концлагере, одно дело взгляд и мнение надсмотрщика при жирной пайке и заключённого.

        Thumb up 33 Thumb down 13
        Ответить
    Muraena 19.11.2013 14:32

    C одной стороны, субъективная точка зрения с примесью ненависти к режиму широко известного в узких кругах журналиста. А за такую демонстрацию города «ещё не таким интеллигентам морду били» (с).
    С другой стороны, если убрать поверхностное знание и ложные цифры, печальные мысли, к глубокому сожалению, идентичны тем, что в голове у многих мурманчан: «Хотя Мурманск совершенно не выглядит депрессивным или гопническим, ритм жизни тут ощущается вполне, и, как и в любом приграничном городе, где есть возможность бывать за рубежом, отношения в обществе здесь иные, чем в беспросветной континентальной глубинке. И все-таки люди отсюда уезжают. Уезжают массово. Пять лет назад население города насчитывало шестьсот тысяч. Сейчас — триста. Огромный плакат о продаже квартир в Москве и Питере висит прямо на центральном перекрестке. При том что Баренц-регион — потрясающе богатое по ресурсам место».

    Thumb up 64 Thumb down 6
    Ответить
    Стас 19.11.2013 14:35

    Показать комментарий.

    Thumb up 46 Thumb down 82
    Ответить
      Друг бомжа 19.11.2013 17:28

      Тюряга наша не серая, а кирпичная и по сравнению с питерскими крестами, у нас вполне приемлемо.

      Thumb up 19 Thumb down 31
      Ответить
        В-51 19.11.2013 18:05

        Да журналист, как бы, с Вами и не спорит.) Каждому своё…

        Thumb up 26 Thumb down 10
        Ответить
    Алекс 19.11.2013 14:41

    амчатский краб массово размножился в Баренцевом море лет двадцать назад. Хотя завезли его с Дальнего Востока еще в середине прошлого века. И, как всегда случается при попадании в ареал нового крупного, более приспособленного к выживанию вида, это привело к нарушению экосистемы. Второе его название — краб-стригун.

    WTF? Камчатский краб (Paralithodes camtschaticus) — это крабоид, а вот краб-стригун, или снежный краб (Chionecetes opilio) — относится к т.н. «настоящим крабам». Отличить очень просто — у крабоидов лапок по 4 с каждой стороны (включая клешню), а у настоящих крабов — 5.

    Ничего он не сожрал. Автор, наверное, начитался желтых статеек, писатели коих, в свою очередь, мутным глазом просматривали статьи некоторых уч0нных, желающих «подняться» на шумихе. Запас ежа в табильном состоянии, в прибрежке его полно (если мы говорим о промысловых, тех, что на меляках). С гребнем сложнее, но (!) на западе Мурмана его сожрал вовсе не краб, а двуногие подводоплавающие, коим почему-то не объяснили, что собирать этого моллюска следует «через одного», а не хватать все подряд.
    Насчет Норвегии прямо сразу не скажу, но там вроде свободный лов крабья разрешен только на западе, а ближе к востоку действуют ограничения.
    По нашим — вопрос сложный, конечно же, но вообще в прибрежке туева хуча самок и молоди, и когда поднимали шумиху в конце лета — показывали видео (вроде пинагорьи сети тащили с крабом) — так вот на том видео, где «много краба», сплошь самки, коих ловить запрещено, ибо они есть гарант пополнения запаса крабья.
    Опилио, который «все сострижет» вообще тусит у Новой Земли. К чему эти вопли?
    Что до Киркенесовки, то тут, к сожалению, автор прав: там все просто — приперся агент, поговорили-бумажки подписали, таможня проверила что надо и — нате вам, приходи-уходи. У нас — приход очень заранее подавай (1 сут?), у маломерок +- 4 часа, бл#дь 4 долбаных часа надо ждать чтобы тебя переоформили. Попадешься под проверку в море (даже если с пустым трюмом) — зеоленофуражечные будут рыться в бумажках до последнего, т.к. работа у них не охранять, а искать нарушения. Ну и т.д. Дармоеды они, честно говоря: бложик может пошукать на предмет браконьерства в Варангере, как оно там происходит и закрывают ли на это глаза.
    Автор сего поста лично наблюдал ловушку с крабьем в прибрежье Восточного Мурмана прямо у острова с погранцовским постом. Они типа слепые, да?))

    Thumb up 40 Thumb down 3
    Ответить
      Провокатор Добра 19.11.2013 20:25

      С гребнем сложнее, но (!) на западе Мурмана его сожрал вовсе не краб, а двуногие подводоплавающие
      =====================================
      Да ну, Алекс …
      Такое разве возможно ?
      Нет, я вижу, что Вы специалист в вопросе, но .., что, вот руками повытаскивали ?
      Или как ? Разъясните немного, плиз.

      Thumb up 2 Thumb down 2
      Ответить
        Алекс 19.11.2013 22:46

        Руками. Равно как и в Териберке.
        Это кажется, что руками много не соберешь, на самом деле это не так. В прибрежке гребня относительно немного, а крупного — тем более (если сравнивать со святоносским скоплением, где его дербанят драгой). Варангер (летом) — это Мекка для дайверов. Териберка тоже — отчасти. И каждый приезжающий хочет питомзочку-другую гребешка. Туры, кстати, стоят весьма недешево. Не так как семгу половить, конечно, но там есть к чему стремиться, мягко говоря.
        В ретинском крупного гребня по пальцам пересчитать, а ныряют там постоянно (кроме зимы), иной раз целые толпы в воду заходят.
        Ваш покорный слуга сам как-то раз на 15-л баллоне выпер питомзу, которую еле подняли на катер. Дело в опыте и сноровке. И чтобы место хорошее было.
        В общем-то, локальные «пятна» с крупным гребнем есть, но они, как правило, в укромных местах, и каждый матерый дайвер хранит такое место в секрете и посторонним вряд ли расскажет.

        Thumb up 9 Thumb down 0
        Ответить
          Провокатор Добра 20.11.2013 08:31

          Эвано как …!
          Питомза — это подводная авоська, как я понял :-)

          Thumb up 1 Thumb down 1
          Ответить
        paha 20.11.2013 21:23

        ДРАГОЙ

        Thumb up 0 Thumb down 1
        Ответить
    патриот 19.11.2013 15:08

    Журналист описал свои собственные ощущения, эмоции от посещения нашего города. И это правда, которая колет глаз. Серость, не работающая промышленность, отсутствие новостроек, хилый вокзал, аэропорт. и посадки, обыски, взятки, коррупция, разваливающееся жкх. Спасибо за художественно описанную действительность, сердце щемит!!!

    Thumb up 118 Thumb down 26
    Ответить
    Вася 19.11.2013 15:09

    Пишет как-будто про Мурманск вообще, а на самом деле единственное что его интересует это задержание Гринпис. Зачем прикрываться, написал бы в открытую.

    Thumb up 50 Thumb down 60
    Ответить

      А я как-то про Гринпис и пропустил, наверное меня другое прежде всего задело, Вы видимо умеете читать между строк. Можно сколь угодно злиться на этого гос-на Бабченко, но он приехал и уехал, как и члены Гринпис, а вот жить нам тут во всём этом. Притворяться, что многое из им написанного нет, а на самом деле есть — просто самообман.

      Thumb up 86 Thumb down 13
      Ответить
      В-51 19.11.2013 16:07

      А по-моему, пишет ровно то же самое, что мы тут друг другу годами переписываем и пережёвываем! Может, для нас это уже обыденность, «глаз замылился»?

      Thumb up 54 Thumb down 12
      Ответить
      Вход через социальные сети 19.11.2013 22:01

      А он хочет, чтобы это выглядело, как «по любви», а не «за деньги». Проститутка он и есть проститутка.

      Thumb up 12 Thumb down 31
      Ответить
    гегемон 19.11.2013 15:11

    2009 год МБНЬЮС ( не «заезжий мудак») Внимательно читаем и сравниваем…
    «Отток населения из Мурманской области принимает угрожающие формы. Миграция из региона нарастает с каждым годом. И по прогнозам, эта тенденция сохранится на ближайшие годы. Чем опасна убыль населения и почему северяне покидают насиженные места?
    Начнем с хорошего: с цифры в 1 миллион 191,5 тысячи человек. Именно столько людей населяло Кольский полуостров в 1990 году. Этот показатель считается демографическим пиком для нашей области. Все последующие годы население региона сокращалось – то быстрее, то медленнее, но неуклонно.

    За период с 1990 года количество жителей Мурманской области уменьшилось более чем на 340 тысяч человек, или почти на 30 процентов. Причем львиную долю – от 70 до 90 процентов в разные годы – составляла там называемая миграционная убыль (то есть количество людей, уехавших «с милого Севера» навсегда).

    Миграционная убыль наблюдается в нашей области с 1990 года, наибольших масштабов она достигла в 1992-1994 годах. Суммарно за 1990-2007 годы миграционная убыль составила 314 тысяч человек – то есть, за эти 17 лет из области уехал… целый Мурманск.

    Естественная убыль (превышение количества умерших над количеством родившихся) за этот же период составила 38 тысяч человек.
    Сейчас население уменьшается не так быстро и не в таких масштабах, как раньше.
    Мы потеряли целый Мурманск
    (по данным министерства социального развития Мурманской области)
    В последние год-два и уезжает все меньше людей (видимо, все, кто мог, хотел и кому было куда уехать уже сделали это). И, тем не менее, в 2008 году миграционная убыль населения увеличилась на 48,5 процентов по сравнению с 2007 годом.

    Тогда 75-80 процентов уезжающих составляли взрослые, трудоспособные люди. Разумеется, они увозили с собой и детей. В результате, начиная с 1990 года, доля детей в возрасте от 0 до 15 лет в общей структуре населения сократилась на 11 процентов.
    По предварительным подсчетам статистиков, к 2026 году население Мурманской области сократится с нынешних 842 тысяч человек до 688 тысяч. Причем только в результате миграционной убыли региона потеряет около 131 тысячи человек. Первые признаки проявились уже с начала этого года. По данным Мурманскстата, за январь-февраль 2009 года по сравнению с первыми двумя месяцами 2008 года естественная убыль населения увеличилась на 3 процента, миграционная — почти на 29 процентов.
    Постоянное «вымывание» трудовых ресурсов может стать для экономики области мощным тормозом. Если не стоп-краном. Основной причиной эксперты считают неудовлетворительный уровень зарплат. Даже со всеми надбавками и коэффициентами заработная плата северян нередко не превышает доходов жителей более южных регионов страны. При этом в центральной и южной России и климат благоприятнее, и потребительская корзина дешевле, и бытовые условия лучше.
    Какой же выход из этой ситуации? Их три: резкое повышение благосостояния северян, массовый завоз на Кольский полуостров гастарбайтеров или перевод подавляющего большинства предприятий и организаций на вахтовый метод работы.»

    Thumb up 54 Thumb down 4
    Ответить
      Алекс 19.11.2013 15:30

      Блин, люди добрые, я одного не пойму — если у нас все так херово, столько народа уехало из областного центра в т.ч…. какого буюшки у нас такие дорогие квартиры? Не, реально. Нормальная двушка в панельке — в районе 2кк, с ремонтом — дороже, вплоть до 3кк с евро и улучшенки.
      За тот же бабос можно купить примерно такую же хату в средней полосе! А то и лучше о_О
      Причем цены эти нифига не падают. Это народ так «бежит»?

      Thumb up 22 Thumb down 29
      Ответить

        Цены искусственные и рано или поздно, произойдёт их резкий обвал. В Ревде ведь квартиры не всегда стоили сотню тысяч, а то и меньше. Интересны даже уже не ценны, а знать хотя бы статистику, сколько в городе приобретается ежемесячно квартир на вторичном рынке и сколько продаётся? Сравнить эти цифры. Это как смертность и рождаемость.

        Thumb up 46 Thumb down 8
        Ответить
          В-51 19.11.2013 17:24

          Не прозевать бы этот самый обвал, а то обидно будет до диареи… Ситуация с ценами на жильё действительно парадоксальная, ничего понять не могу — если народ валит, всё должно либо дешеветь, либо поддерживаться на уровне неким пулом маркетмейкеров, а это реальные покупки и ощутимые деньги. Маловероятно, что такие есть на рынке, а если есть, то на хрена им это нужно, для каких ослепительных перспектив?

          Thumb up 23 Thumb down 5
          Ответить
    Вася 19.11.2013 15:16

    Зачем автор врет про количество населения пятиленей давности Мурманска? Чтобы общее вранье выглядело более ярким?

    Thumb up 30 Thumb down 39
    Ответить

      Пять лет назад конечно не было такого кол-ва населения в Мурманске, да и никогда не было. Даже в самые его годы рассвета тут офицально жило около пятисот тысяч. Но, автора трудно упрекнуть в неведении этого, учитывая погрешности источников нашей статистики. Возьмите Левада центр или незабвенного гос-на Минченко с его «рейтингами», тут вообще не знаешь что и думать.

      Thumb up 49 Thumb down 8
      Ответить
        Провокатор Добра 19.11.2013 15:25

        Призрак, согласно СЭС и БСЭ максимум была 491.000
        Это Аркадию местные представители дремучей (зачёркнуто) прогрессивной общественности навешали.
        Либералы, экологи эти всякие — он ж, сами понимаете, народ невежественный.
        Зато агрессивный :-)

        Thumb up 18 Thumb down 23
        Ответить
      юрий бергер 19.11.2013 23:00

      Самая большая потеря населения в Мурманске и в области произошла в 90 годы,когда развалился СССР-новые республики перестали признавать бронирование жилья людей уехавших работать по договорам на Север,вот люди и помчались спасать свои квартиры на Украину и тд.Самый большой отток — это моряки прописанные на кораблях из областей России-так как флот перестал массово работать в морях.

      Thumb up 24 Thumb down 3
      Ответить
        Акустик 20.11.2013 11:33

        Самая большая потеря произошла тогда , когда развалили ВС и народ стал пачками сваливать из ЗАТО. Тезис легко подтверждается цифрами.

        Thumb up 9 Thumb down 3
        Ответить
    Провокатор Добра 19.11.2013 15:17

    Ах я лошара ………..!!
    Бабченко в Мурманске был, а я его приезд прое**л !
    Старый национал-большевик Аркадий Бабченко, так я с тобой и не познакомился :-( :-(

    Thumb up 9 Thumb down 17
    Ответить
    патриот 19.11.2013 15:17

    Стыдно и за Гринпис и за арест голландцев на молодёжном семинаре, страшно от полицейского, судебного произвола, обидно за смелых, отважных, щедрых, открытых земляков!!!

    Thumb up 40 Thumb down 20
    Ответить
      Мимохожий 20.11.2013 00:52

      Добавь — тебе стыдно. Мне — не стыдно. Чужих — пусть сажают.

      Thumb up 6 Thumb down 16
      Ответить
    щщ 19.11.2013 15:38

    41

    Thumb up 7 Thumb down 3
    Ответить

    «Сиротская зима.. в заброшенном краю. Холодного ума.. так не хватает мне, чтоб ни за что любить, и ни за что прощать, того, что не могу успеть, — не обещать, слепым глаза не мыть, занудам не внимать, с глупцами не дружить, льстецам не доверять.. Чтоб на нахальный вздор не рефлексировать, и ярости топор.. пореже поднимать.»

    Всё чаще как-то невольно порой приходят в воображении картины, когда город станет подобен Порту Владимр.
    Уедут все, схлынет даже последняя волна мародёров, останутся единицы, безумцы раскинутые по закоулкам мёртвого города, подобные мне. Серые сумерки полярной ночи, одинокий пожилой человек в ветхом, но ещё согревающем одеянии, пробирающейся на старых лыжах через руины домов с глазницами пустых окон. Он уже далеко не молод и давно не брился, не стригся, почерневшее от копоти костра, а может и лихолетья его лицо, не выражает уже не каких чувств, кроме настороженности и готовности к любым испытаниям. Блага цивилизации давно остались в памяти о другой, прошлой жизни, подобно воображению. Мёртвый город. То, что раньше называлось центральным проспектом, ныне представляет собой узкую снежную целину, между руинами домов в которых некогда была жизнь, испещрённая следами бродячих собак, которым повезло не стать добычей для последних обитателей города и диких зверей, заваленную ржавыми, обгоревшими кузовами машин и автобусов, троллейбусов. Путь неблизок и опасен. Не один месяц уже не оставляла в одиночестве своего последнего убежища в руинах, некогда особняка гос-на Пимин, в воспалённых мыслях, образ последнего памятника города — «Кота Семёна». Сходить и посмотреть, то что в другой жизни было связанно с нечто неведомым теперь — позитивным и весёлым, с теми кого уже нет рядом…………

    Thumb up 31 Thumb down 10
    Ответить
    Выдра 19.11.2013 16:02

    А что, разве у нас всё хорошо? область и город процветает? полки магазинов ломятся от разнообразия моря продуктов, порт работает в полную силу на разгрузке и переработки судов, область не погрязла в кредитных долгах. Всё это есть и есть многое другое. Один Японец сказал, Вы Русские счастливые, а счастливые по тому что не знаете как плохо живёте. Приехал, уехал журналист, написал то что есть на самом деле, нравится это нам или нет, но это так как описано. Можно много говорить на тему патриотизма к своему краю, вот только в чём этот патриотизм заключается?

    Thumb up 70 Thumb down 11
    Ответить
      Вредина 19.11.2013 22:58

      Блин, ну какие все наивные. Неужели все думают, что если обнулить налоги и портовые сборы ЗАО «Карат» и ООО «СЗРК-Мурманск» ломанутся в родной порт как Костя-одессит с шаландами, полными кефали (читай, трески и крабов). На кой хрен им крюк делать, если в Баренцухе поймал и тут же сдал. Вы же им предлагаете еще и по заливу топать. Да никогда не пойдут, хоть умрите, чистая география.

      Thumb up 12 Thumb down 22
      Ответить
    Наблюдатель 19.11.2013 16:09

    На прошлой неделе три знакомые семьи объявили о смене места жительства и убытия из Мурманска. Первые все продали, у вторых подвис блок из двух квартир 93 серии, но жилье в средней полосе уже есть, а последние отдали ключи и риэлтору были таковы. Приедут уже только на сделку. Итого 12 человек, включая детей. Количество семей, планирующий уезжать растет с каждым годом. Я их прекрасно понимаю. Коммуналка за трешку в Питере под 90 метров с отоплением, консьержем, круглосуточной охраной, лифтами и прочими прелестями жизни чуть не дотягивает до 5 тыс в месяц. Про телекоммуникации вообще промолчу. При этом Питер считается дорогим городом. Зарплаты на севере хоть и выше, чем в среднем по РФ, но цены и тарифы съедают разницу и в абсолютном выражении получается минус. Высшее образование так и застряло на педе и мореходке, (зато провели ребрейдинг :)) а многочисленные филиалы ВУЗов- инструмент получения бабла, но никак не знаний. Количество частных такси, по сравнению с городами средней полосы, превосходит разумные нормы. Климатические условия комментировать даже не буду. Ну и ради чего (кого) жить на севере? Ради отпуска в 52 дня? Остался пока единственный и самый недооцененный ресурс- люди. Если ситуацию не изменить, то данного ресурса скоро не останется.

    Thumb up 97 Thumb down 5
    Ответить
      Алекс 19.11.2013 16:19

      Ну сравните тогда уж цену квартиры в таком доме и квартиры в Мурманске, пусть даже в 93М. Или в новостройке.
      Хотя вообще у меня бывший коллега в р-не Колпино живет, грит, «небо и земля» в сравнении с Мурманском: прекрасные детские площадки и парковки, все чисто и ухожено.
      А для того, чтобы перезжать, надо сначала найти хорошую работу наюге. Это не всем подсилу.

      Thumb up 34 Thumb down 1
      Ответить
        Аргонавт 19.11.2013 16:48

        Показать комментарий.

        Thumb up 26 Thumb down 66
        Ответить

          Если это изменит наше существование и наш Мурманск, то несомненно Вы правы. Уместно даже вообще более садистки поступить с данным журналистом и тогда заживём, уничтожив клеветника!

          Thumb up 54 Thumb down 12
          Ответить
            Аргонавт 19.11.2013 21:39

            И чего же вы все тут живете, такие бедные и несчастные?

            Thumb up 14 Thumb down 30
            Ответить
        Лопарь 20.11.2013 11:47

        Вот это совсем не проблема. Рынок труда на юге намного больше.

        Thumb up 5 Thumb down 0
        Ответить
      Вредина 19.11.2013 23:04

      Погода в Питере настолько гнилая, особенно зимой, что лучше уж в Мурманске. Это раз. Во-вторых, уж извините, на большой земле априори нас не ждут и хорошей работы не предложат. Особенно в зрелом возрасте. В-третьих, люди. У меня давно квартира на большой земле, но больше двух недель общаться там с соседями физически не выдерживаю. Злобные, мелочные, завистливые… Бр… Лучше Мурманск.

      Thumb up 27 Thumb down 22
      Ответить
        Лопарь 20.11.2013 11:48

        Ерунду Вы пишете. Три года живу в Питере, до сих пор климату не нарадуюсь.

        Thumb up 15 Thumb down 9
        Ответить
          Вредина 20.11.2013 19:03

          Ну да, в Питере дивная экология. Особенно в районе Обводного канала и Лахтинского разлива. И ветров нет, и морози. Вы один, наверно, в Питере живете, в благоприятных условиях.

          Thumb up 10 Thumb down 0
          Ответить
    Дмитрий 19.11.2013 16:48

    Он прав.
    В России жизни нет. Даже по сравнению с какой-нибудь Чехией или Польшей мы выглядим очень бледно. Притом, что у них ни нефти, ни газа, ничего нет. Так какие-нибудь заводики, где РАБОТАТЬ надо, да с/х. Никаких Днепрогрэс, КГМК и прочих, а зарплата средняя еще и выше. На уровне Москвы. При том, что снять квартиру и поесть стоит отнюдь не на уровне Москвы, а гораздо дешевле. Но это только мы о плотском думаем: о квартире, о еде. Надо думать о высшем. Об Олимпиаде, о том что мы энергию АЭС поставляем за рубеж, о запуске новой подлодки. А то, ишь, гребешков на сдачу получить…

    Thumb up 65 Thumb down 10
    Ответить
    земляк 19.11.2013 17:48

    С этим Бабченкой все стало понятно, когда он описал свой культурный шок от посещения Норвегии: здесь депресняк, там эйфория, здесь темно, там светло. Но ведь Киркенес и есть финнмарковский Мурманск, просто все поменьше,поближе, масштабики другие. Вот я вспоминаю дорогу из Киркенеса домой, вынырнешь в конце дороги из-за сопочки, а в глаза бьет море разливанное огней — красавец город на Кольском заливе. Дай Бог, чтобы эти огни не гасли и Киркенес был таким же светлым. Всем добра и хорошего настроения!

    Thumb up 32 Thumb down 41
    Ответить
      Гадский папа 19.11.2013 18:31

      Как он написал, так по факту и есть. Если этого не видно, то наверно нужно шире открывать глаза когда пересекаешь границу…

      Thumb up 38 Thumb down 18
      Ответить
        Вход через социальные сети 19.11.2013 22:04

        Если ты жопой на мир смотришь, открывай широко глаза, не открывай, все одно никакой разницы.

        Thumb up 12 Thumb down 23
        Ответить
      Алексей 19.11.2013 19:56

      Кирка своим ростом во многом обязана России и МО в частности. А почему? Ну, наверное, что-то, что не получается у нас, лучше делать у них? Что же это такое? Или те же рыбопромышленники, что держат там свои суда — сплошь предатели и либерасы?))))
      Просто ни одному работяге не захочется платить из своего кармана разным дармоедам.

      Thumb up 29 Thumb down 4
      Ответить
    Хиппи в законе 19.11.2013 18:05

    Отличные буквы,всё правильно. И даже тот факт, что всё у нас плохо потому что мы не любим педрил-екологоф не испортил впечатления от текста. Читал с наслаждением-спасибо,автор!

    Thumb up 27 Thumb down 19
    Ответить
    Лоник 19.11.2013 18:33

    Страшно читать (((

    Thumb up 23 Thumb down 8
    Ответить
      Провокатор Добра 19.11.2013 20:43

      Лоник, страшно читать от того, что Бабченко талантливый писатель.
      Как увидел, так увидел — это его видение, имеет право, согласитесь.
      Вот такая нам всем пощёчина. Да, господа ! Именно так.

      Касательно некоторой неряшливости в фактах — это вопрос не к Аркадию, но к его проводниками по кольской земле.

      Thumb up 19 Thumb down 28
      Ответить
        балдомир 05.12.2013 05:19

        Ну так пусть валит нахуй и не приездает сюда больше никогда… в воронеж пусть едет говно грязь, убожество, из развлекух один магдон и все .. или в турне пусть по центрально чернозему … вот уж впечатлений то будет еще на одну книгу про войну… ах да … там же нет зеленожопых пидарков… некому командировочные оплатить … с плакатом молодец .. четко отработал гонорар ))))

        Thumb up 1 Thumb down 3
        Ответить
    MAGD 19.11.2013 19:23

    Не про Мурманск он пишет.
    А на примере Мурманска.
    Шире и глубже.
    И про «партизанщину и Кафку», и «про портовые города от Кёника до Владика», и про «страну большого брата», и про «обезличенные города на целом континенте», и про разницу между «нами и «ими», и про «ритм, который несопоставим с беспросветной континентальной глубинкой»…

    Thumb up 47 Thumb down 7
    Ответить
    Максим 19.11.2013 20:13

    Как-то всё передёрнуто в статье…

    Thumb up 17 Thumb down 34
    Ответить
      балдомир 05.12.2013 05:21

      Просто у афтара вместо головы жопа и наоборот

      Thumb up 1 Thumb down 1
      Ответить
    Мишель Н. 19.11.2013 21:12

    Меня так больше всего задела сентенция про рыбацкие города. Ну почему у нас этого нет? Так трудно сделать нормальный рыбный рынок? Почему порт закрытая территория? К чему эти секреты? Почему до сих пор суда выгружаются в кирке? Зачем у нас здесь столько проверяющих? Наврал, конечно, журналист местами, но в целом-то прав: дерьмово у нас. И её потом, что ФСБ лютует, а потому что экономические законы дурацкие.

    Thumb up 42 Thumb down 3
    Ответить
      Алексей 19.11.2013 22:23

      1. Порт перекрыт от бични и т.п. Если не будет проходных, там начнется ездец, т.к это Россия. Так хоть ночью более-менее спокойно пройти можно, только что собак полно.
      2. У нас огромное количество проверяльщиков всех мастей. Помимо таможни (что логично) есть еще погранцы, ветеринары (теоретически может вмешаться и роспотребнадзор соб-й персоной). Работают они достаточно медленно. Разогнать сложно, т.к. там уже чьи-то дети, тоже не простых людей; + вся эта свора зарабатывать деньги не умеет, податься ей некуда, кроме как в криминал. Ну или подчиненными в сферу сомнительных услуг.
      3. Система входа-выхода в порт допотопная. Заранее все подавай, шаг влево-вправо от графика — ни-ни. + К-Залив все-таки надо еще пройти, а из Кирки выходить удобнее и быстрее. Хотя там нужен лоцман обязательно, у нас — не всегда.
      4. Нормальный рыбный рынок пока что невозможен, т.к. его держат монополисты + цены регулирует перекупщик, который может и подождать, если что. А рыбак не может, т.к. рыбу надо хранить где-то и платить бабосы. На прибрежку власть наплевала, так ее еще и зеленые душат как могут (вспомним закон с переработкой — двоякая штука, могли бы и не штрафовать, но нет же! — пограничники не понимают, что в конце-концов это отражается на экономике региона. К сожалению, не на их з/п, т.к. у них федеральное финансирование; а жаль, понизились бы доходы от рыбы, и этим бы з/п срезать — ибо нафиг они кому тут нужны без рыбной промышленности. Нефтегазу пофиг, а пис-писовцев разгонять можно и ЧОП нанять — дешевле выйдет.

      Thumb up 23 Thumb down 2
      Ответить
    Слушающий 19.11.2013 21:14

    Вроде бы всё правильно написано, чётко, с красками. Но когда встречаешь ошибочные факты, на которых строится контраст, и эти факты потом разнесутся по всей стране, вся статья начинает пахнут совсем не розами. Откуда цифра в шестьсот тысяч мурманчан пять лет назад?

    Thumb up 18 Thumb down 16
    Ответить
    Зхржевский 19.11.2013 21:33

    продали суки россию. хачам продали.

    Thumb up 29 Thumb down 5
    Ответить
    Прожиточный максимум 19.11.2013 21:39

    Все правильно и по делу.

    Thumb up 22 Thumb down 12
    Ответить
    Прожиточный максимум 19.11.2013 21:41

    Провокатор- Красавец!!!

    Thumb up 3 Thumb down 14
    Ответить
      Провокатор Добра 19.11.2013 22:23

      — Я, што ли ? — ПД смущённо оглядывается по сторонам, в поисках другого провокатора
      — Да нет .., в принципе-то я согласен !

      Thumb up 7 Thumb down 7
      Ответить
      Бабушка с ул.Капустина 19.11.2013 23:47

      Люди,я Мурманчанка!Но ,пришлось пожить в Украине 10 лет! Вернулась на Родину.Там вообще кошмар !У нас по сравнению с Украиной-рай !У нас хоть свет на улицах есть.Ну, поговорили, обсудили, а, что дальше?Куда ехать-то?

      Thumb up 25 Thumb down 6
      Ответить
        Жирный 19.11.2013 23:52

        А че там в Норвегии? Есть информация?

        Thumb up 2 Thumb down 0
        Ответить
          Бабушка с ул.Капустина 20.11.2013 00:10

          В Норвегию ехать?А как же родные и близкие?

          Thumb up 7 Thumb down 0
          Ответить
        Vik 20.11.2013 12:27

        Ну, ужас там, но ведь не ужас, ужас, ужас!
        Точно также как и здесь.

        Thumb up 1 Thumb down 0
        Ответить
    Рыба 19.11.2013 23:05

    Конечно обидно за город где родился и живешь. Но это мнение одного человека абсолютно не заинтересованного, ему то что он уедет. Но в целом он прав особо гордится нечем, архитектура кроме центра дрянь, в основном серые панельные дома, одна дорога которая тянется вдоль залива, набережной нет, рыбный порт по сравнению с СССР просто в отстое, рыба в магазинах дорога и это в портовом городе , а цены за коммуналку просто караул….

    Thumb up 41 Thumb down 1
    Ответить
    Бабушка с ул.Капустина 20.11.2013 00:01

    До сих пор помню, как в 22-й школе сочиняла доклад про Копытова Н.Л., про победоносный вылов селедки. И очень гордилась ,что жила на ул.Копытова. А сейчас, про кого из земляков-героев доклады пишут, вы знаете, родители? Чем дети гордятся, живя в Мурманске. Атлас Мурманской области(такой синенький)у меня была настольная книга, обожала его!А сейчас,что дети могут рассказать о Мурманске?В Долину Славы кто детей возил, в музей водил? Отзовитесь,бизнесмены?

    Thumb up 26 Thumb down 0
    Ответить
      Алло, мы ищем таланты! 20.11.2013 00:05

      Сейчас кумиры детей — бывшие земляки Малахов и Грув(((

      Thumb up 6 Thumb down 1
      Ответить
    Бабушка с ул.Капустина 20.11.2013 00:17

    «Опа ганам стар» у них любимая песня!!!

    Thumb up 4 Thumb down 1
    Ответить
    Бабушка с ул.Капустина 20.11.2013 00:20

    Я конечно, извиняюсь, но дети меня благодарят, что их увезла с Украины в Мурманск. Хоть на лыжах покатались. Выросли, закончили МГТУ, а работать негде….Уехали, в поисках счастья!

    Thumb up 16 Thumb down 0
    Ответить
    Sergio 20.11.2013 09:51

    Бабченко тот еще мудак.
    Заангажированность этого черта во всех его высерах.
    Какое им дело до нашего Мурманска? Что им тут надо? Приехать, вылить очередное ведро помоев и забыть про то что писал через 20 мнут?
    Да идет он нахуй — крабов ему подавай и гребешков.. Иди, бля, и купи..
    А то приезжают сюда бояре .. Хлебом — солью их встречай, гостей великих.. Осчастливили нас своим присутствием видите ли..

    Архитектура ему, бля, не нравится и мост убогий.. Ну уж извиняйте.. В Киркинесах тоже изысками архитектуры не блещут.
    Да и не Москва здесь к которой этот мудлан привык..
    Не растет тут ничего, и строилось в первую очередь для укрытия людей от непогоды и холода в стремительно развивающемся северном городе, а не для ублажения эстетических чувств всяких залетных пидарасов.
    И музыка не играет на круизных лайнерах — тоже мне карибский бассейн нашел.. Хочешь музыку на лайнере — писдуй в СПб, там тебе будет и лайнер, и музыка и валяющиеся в блевотине по этому лайнеру финны, коих ты так любишь гнида.

    Короче ф топку.
    И автора и его высер.
    Это наш город, наш север.. Какой бы он ни был.. И нех всяким мудакам из столиц своими грязными и потными рученками пачкать наш белый снег.

    Thumb up 35 Thumb down 37
    Ответить
      Спартак Москва 20.11.2013 10:19

      Бабченко приехал свои баксы отрабатывать, про Санрайз писать. Ясен перец, что ужасы путинского кровавого режЫма не могут происходить в жизнерадостных декорациях.
      Это конечно не повод для городских властей класть болт на внешний вид Мурманска и многие описанные проблемы действительно имеют место быть. Но даже если бы Мурманск выглядел как столица мира, Бабченко все равно нашел бы до чего доебаться.
      Ему же пох и мурманск и мурманчане, не за этим он к нам ехал.

      Thumb up 21 Thumb down 21
      Ответить
      Культурный 20.11.2013 13:14

      «в стремительно развивающемся северном городе» :)) ты это «стремительно» перданул, чувак! В каком месте он «стремительно» развивается, наверно в строительстве нового красивого дома для фсбешников? И повышения зарплаты администрации?

      Thumb up 21 Thumb down 7
      Ответить
        Старожил 20.11.2013 18:23

        Культурный, ты читать научись внимательно а не наискосок.
        Прально чувак сказал…Город рос как на дрожжах..
        Правда это было тогда, когда ты срался и ссался лежа в ожидании мамкиной сиськи.

        Thumb up 10 Thumb down 7
        Ответить
    Владимир Петрович 20.11.2013 10:41

    Работать надо пионерам, октябрятам и их вожатым в Администрации Мурманской области и реализовывать на практике уже принятые (по инициативе Мурманской области) Правительством России решения, позволяющие развивать бизнес на территории порта Мурманск. Извините за резкие слова «ни хрена» не сделано за последние два года по подписанию соглашения с Минэком РФ.
    Пиариться на реконструкции морвокзала и кольцевой дороги, проектах, финансирование по которым выбивали предыдущие губернаторы, извините, и дурак сможет. Архангельский губернатор исписался/исзвонился уже в Москву по снижению портовых сборов в порту Архангельск и получил положительное заключение, затянул в Архангельск Администрацию Северного морского пути, убедил Москву организовать в Архангельске Северный Арктический федеральный университет — фактически привлек реальный поток федеральных денег и утвердил статус Архангельска как столицы Российской Арктики. Хотя еще несколько лет назад ни у кого не возникало сомнений в том, что базовым российским морским портом для Арктического проекта является порт Мурманск.

    Постановление Правительства РФ от 12 октября 2010 г. N 800
    «О создании на территории Мурманской области портовой особой экономической зоны»

    В соответствии с Федеральным законом «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:

    1. Создать портовую особую экономическую зону на территории муниципальных образований Кольский район и город Мурманск Мурманской области на земельных участках, определяемых соглашением о создании портовой особой экономической зоны, без проведения конкурса по отбору заявок.

    2. Министерству экономического развития Российской Федерации заключить от имени Правительства Российской Федерации с правительством Мурманской области и администрациями муниципальных образований Кольский район и город Мурманск Мурманской области соглашение о создании портовой особой экономической зоны, определив в нем в том числе финансово-экономические показатели эффективности функционирования портовой особой экономической зоны и земельные участки, входящие в состав ее территории.

    Председатель Правительства
    Российской Федерации

    В. Путин

    Москва

    12 октября 2010 г.

    N 800

    Thumb up 22 Thumb down 1
    Ответить
    pigwheels 20.11.2013 10:55

    и чтож нам теперь радугой кончать от опусов каждой шелупони, которой не понравился мурманск?

    Thumb up 16 Thumb down 31
    Ответить
    Viva la vita 20.11.2013 14:58

    не пойму-численность населения сокращается, а пробки и количество машин на парковочное место увеличивается. В чем прикол?Лосось, взращенная на анаболиках что ли катается(((

    Thumb up 10 Thumb down 2
    Ответить
      стремлюсь к объективности 22.11.2013 18:58

      Ну да, на роллсах и бентликах. Кто видел такие в финке и норке?

      Thumb up 2 Thumb down 1
      Ответить
    Людвиг Аристархович 20.11.2013 15:34

    …порадовало….
    http://dimka-jd.livejournal.com/3692016.html

    Thumb up 6 Thumb down 1
    Ответить
      Прохожий 20.11.2013 16:29

      Вот оно…Людвиг Аристархович! Прозрение! Поняла теперь как мы тут живем и ждем, когда у нас начнут газ добывать и нефть! А они хотели всю нашу «коммерцию» нефтегазовую запретить!!! Вот он, наш ответ Чемберлену!!!

      Thumb up 3 Thumb down 0
      Ответить
      саамо-сомалийский казак 20.11.2013 16:49

      Пусть валит к своим диким обезьянам, которые «ка-а-ак прыгнут!». Нечего тюремную баланду на халяву хлебать. Шубин из-за таких недоедает (((((

      Thumb up 4 Thumb down 3
      Ответить
    Иван 20.11.2013 16:35

    Пора валить? Сам часто задавался этим вопросом и в итоге свалил. В столицу не хотелось — пока будешь пахать, твоих детей растить будет няня. В Петербурге климат в тоску вгоняет. Подыскал работу а Казани и поехали….
    Четко понимал: везде хорошо, где нас нет.
    Зарплата среднего звена, в среднем, от 35 000
    Квартиры (новостройки) от 50 000 м2, вторичка — от района города, например двухкомнатная хрущевка — от 2 000 000
    Квартплата (Мурманск не плачь!) — за 4х комнатную 145 м2 (с газом и охраной двора) коллега платит 5 000 руб.\мес (в среднем).
    Говядина у фермеров — 200 руб.\кг, свинина вырезка — 250
    Хлеб невкусный, странно, но факт…
    ВУЗы — насчитал 17 (это без популярных в Мурманске филиалов от Москвы и т.д.)
    Старшего ребенка (3 года) устроил в детский сад через неделю после переезда (на тот момент не было даже временной регистрации) — но это тоже от района зависит. Но в отделе образования сказали что в очереди больше года никто не стоит, все детки пристроены. В школе обязателен татарский язык…
    Все авто дилеры в наличии (бентли и феррари — не в счет)

    Летом теплооо! Цветочки, газоны — все культурно (но думаю это наследие прошедшей универсиады, не надолго)

    Thumb up 24 Thumb down 4
    Ответить
      Toxygen 20.11.2013 18:11

      Сделал тоже самое, никаких угрызений совести не чувствую, более того, читая блогера51, понимаю, какой на самом деле в Мурманске творится кошмар. Со стороны виднее.
      Ожидал, что будет какая-то ностальгия по городу (стране), в котором вырос (ну, детство, ссср, школа, друзья), но ничего не произошло. Ни через год, ни через три ни больше.
      Автор, конечно, не во всем объективен, да и много не совсем точной информации, но, тем не менее, он видит это своим глазом, незамыленным.
      Я с ним согласен.

      Thumb up 23 Thumb down 4
      Ответить
      Старожил 20.11.2013 18:36

      Через год-два Казань будет второй Махачкалой, с бородатыми уёбками, автоматами и прочим говном как на СК..
      Вон сколько СВУ полиция наковыряла там за последнюю неделю.
      Как бы не пришлось валить обратно от цветочков-лютиков.

      Thumb up 13 Thumb down 5
      Ответить
    Ватонена Любовь 20.11.2013 17:42

    Журналистов нет уже лет 20, одни журналюги. Одно время доверяла Юдкову, , но и он журналюга из журналюг. Журналюга Бабченко увидел то, что ему заказали увидеть, за что ему заплатили. Чего его занесло в наши края, кому это надо? Он просто роль сценария, направленного на дискредитацию нашей малой родины. Но фиг им, мы живём и будем жить.

    Thumb up 8 Thumb down 23
    Ответить
      Toxygen 20.11.2013 18:14

      Что ему заказали? Мурманский «бигбен» — неправда? Выгнанные из города рыбаки — тоже? Нулевая транспортная инфраструктура — может тут неправ? Или наврал в статистике оттока?

      Thumb up 26 Thumb down 2
      Ответить
        Старожил 20.11.2013 18:31

        Пусть статистику оттока и притока у себя дома изучает, в своём Вавилоне.

        Thumb up 4 Thumb down 16
        Ответить
        Вредина 20.11.2013 19:19

        Мурманск вообще крупнейший город за Полярным кругом. Нет таких больших городов нигде. На доходах только от рыбы городу не выжить. И туризм ему не поможет. Тоже, сравнил журналюга задницу с ладонью: Мурманск и Киркенес. Нужна промышленность, причем высокодоходная. А город всегда жил только морем. В море , между прочим, по официальной статистке сейчас ходит не более 6000 человек. Они нас не прокормят, хоть тресни. Вот вопрос: остальные чем занимаются? Причем, судя по количеству машин в Мурманске, причем не дешевых, доходы у населения имеются. И частными домиками пригороды прирастают (это тем, кому архитектуры мало. Бери участок и строй себе Тадж Махал). Так что, по моим ощущениям, не все еще потеряно.

        Thumb up 5 Thumb down 19
        Ответить
          Рыбачок 20.11.2013 19:35

          Данные на 2011 год:

          численность трудоспособного населения 202тыс. чел. , численность работников, занятых на малых предприятиях 25,8тыс.чел., на средних 5,593тыс.чел.
          Остальные 170 тыс.чел. где трудятся?
          Взято из «ПРОГНОЗа СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД МУРМАНСК НА 2011 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2012 И 2013 ГОДОВ»

          Thumb up 17 Thumb down 0
          Ответить
    Аргонавт 20.11.2013 18:47

    Жили и будем жить, а те кто мелют языками уже пятнадцать лет, что все плохо, тоже живут и никуда не сбежали.

    Thumb up 6 Thumb down 20
    Ответить
    житель Колы 21.11.2013 12:22

    МУРМАНСК | Строительство

    начало раздела — декабрь 2008

    http://www.skyscrapercity.com/showthread.php?t=760030

    Thumb up 1 Thumb down 2
    Ответить
    sergushakil 21.11.2013 12:46

    Во многом с автором согласен, хотя типично для журналюг — поверхностное знание обо всём. Не пойму также, чего его так численность населения занимает. Природа Заполярья очень ранимая, зачем нам миллион с лишним человек. При СССР люди сюда пёрлись за полярной надбавкой, северным стажем. Теперь это отпало, и ситуация приходит к естественной, лишние люди покидают наш край. Чтобы жить здесь, надо это любить. Я вот родился в Тюва-губе, детство своё вспоминаю как счастливое. Здесь моя Родина. Я никуда не хочу уезжать. А кто скучает по жаре и арбузам — ради бога.
    А государство наше — полицейское, это — факт.

    Thumb up 19 Thumb down 1
    Ответить
      Бушлат 21.11.2013 13:42

      Не могу уговорить родителей переехать, хотя наверное надо купить им дом или хотя бы квартирку где потеплее. Коммуналка и погода их же убивает медленно, но верно. Все некогда, все суета. Потом локти грызь ( не дай Бог) буду. Край суровый, народ тут лишний.
      Старикам вообще не весело, ни погулять ни по жить на пенсии.

      Thumb up 12 Thumb down 2
      Ответить
    наблюдатели 21.11.2013 18:48

    Иван хорошо про Казань написал, плюсанули. Газоны, свинина, татарский язык… А души нет. Мы в любой пятизвездник на любом континенте приезжаем, смотрим по сторонам — ляпота, воображаем что бабла у нас достаточно что бы остаться тут навсегда и делать что захотим, и понимаем, что не хочется. Хоть Тай, хоть Бавария, хоть Воронеж. Хорошо в гостях. А потом все равно домой тянет. Хотя наверно согласимся, что если бы жили не в ПЗ а в Мурике, то наверняка так бы не тянуло.
    А жур Бабенко действительно говно. Про Чечню вроде не плохо пишет (не были — не знаем) а статья слабая. Даже как типичный ВКонтактевский поток сознания и то слабовато.

    Thumb up 5 Thumb down 11
    Ответить
      Велосипый патриот 21.11.2013 21:25

      Он не старался, но хочет, чтобы за его слабые писания платили, реквизиты разместил под статьей.

      Thumb up 2 Thumb down 5
      Ответить
    Дмитрий 06.01.2014 18:38

    Какой же бред написал автор этой статьи… Толком ничего не знают, смотрят на обложку, а пишут… Писаки фиговы!

    Thumb up 0 Thumb down 1
    Ответить
    Шляпа 02.07.2015 15:27

    Да вымирает город Мурманск как и вся область это факт.Без внятной господдержки регион загибается.20 с лишним лет живет за счет совецкого наследия,на котором и выживает.Но запас прочности его иссякает.Начиная с 1991 года Мурманск перестал развиваться,вот народ и уезжает.На юге ситуация тоже разная в зависимости от региона,но там хотя бы климат нормальный плюс земля,а на севере можно жить только на зарплату.Деревни Мурманской области уже исчезли как явление,малые города на грани этого.Запаса прочности Мурманску еще на ближайшее время хватит,но и он разделит их судьбу,но последним.

    Thumb up 1 Thumb down 0
    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Место свободно

Комментарии

Избранное

Сделано самими

Need merch? Dream SMP Merch

Яндекс.Метрика