Редкие кадры из полярных конвоев
Автор: blogger 20.10.2011 8 505
Издание The Independent публикует 19 архивных карточек из арктических союзных конвоев 1941-44 годов. Под фотографиями мой вольный перевод английский текстов:
На фото слева: эсминец Onslow после сражения в Баренцевом море. Погибли 17 членов команды, ранен капитан. Эсминцы были слабо защищены, и разрывы снарядов отрывали кусочки металла, ущерб от которых часто был выше, чем от самого снаряда. Примечательно, что зенитное орудие повреждений не получило.
На фото справа: офицеры судна сопровождения (буквально — «Преследователь»), одеты по погоде. Человек справа одет теплее — у него меховые варежки и толстые шерстяные носки «навыпуск». Скорее всего, утепленный офицер на дежурстве, его же собеседники только что вышли из кают
3.
Палубный истребитель Grumman Martlet взлетает с американского авианосца. Авианосцы начали сопровождать северные конвои с 1944 года. Снимок во время операции по уничтожению немецкого линкора «Тирпиц», стоявшего на ремонте в норвежском Альтафйорде. Кстати, в Альте есть музей Тирпица, рекомендую заглянуть.
4.
Англичане перегружают раненого немецкого моряка на более легкое судно, которое доставит его в госпиталь на берегу. Хотя на большинстве кораблей были медпункты, серьезные травмы могли лечить только на больших кораблях. До 1943-го года раненым приходилось ждать помощи лишь с заходом корабля в порт.
Раненому немцу повезло дважды — он с затонувшего крейсера Шарнхорст, из 1700 человек экипажа спаслись только 36. Эти люди содержались на крейсере «Герцог Йоркский». Вторая удача — их не передали русской стороне во время захода в советский порт.
5.
Кот Виски, талисман английского крейсера «Герцог Йоркский» Кошачьи были частыми питомцами и на военных, и на грузовых судах. Они не требовали забот, разряжали обстановку и боролись с грызунами. Вот этот кот был на борту крейсера и во время сражения с немецким крейсером «Шарнхорст», однако все сражение он проспал.
6.
Торпедный расчет легкого английского крейсера Ямайка. У них были специальные рукавицы, предохраняющие от ожогов, а форма шлемов должна была уберегать от шрапнели. Вот эта команда располагалась на верхней палубе. С одной стороны, они были чуть дальше от воды, но с другой — находились на обстреливаемых площадях.
7.
Британские и советские офицеры наслаждаются концертом на борту крейсера «Герцог Йоркский», 1943 год. Судно находится в советских водах. Но теплые отношения часто омрачались непониманием из=за разницы идеологий. Англичане были в шоке от качества медобслуживания раненых в Мурманске. Русские же не терпели такого отношения, т.к. приходилось довольствоваться малым
8.
Оледеневшая надстройка линкора «Георг Пятый». Человек в левом углу кадра — светосигнальщик, второй член экипажа счищает лед а выше видна фигура человека, наблюдающего горизонт в бинокль. Это обычные условия для всех моряков в арктических широтах. Постоянная борьба со льдом — ведь оледенение могло заклинить или вывести из строя различные механизмы, оружие и орудийные башни. Накопившийся в больших количествах лед может мешать стабильности всего судна.
9.
Повреждения носа линкора «Георг Пятый» после столкновения с английским эсминцем Пинджаб, 1 мая 1942 года. Суда шли в составе конвоя в СССР и столкнуись в густом тумане. Дозорный на Пинджабе увидел по курсу мину, и эсминец, уклоняясь от нее, напоролся на линкор. Линкор перерубил его пополам и Пинджаб затонул. Погибли 49 человек из 250 членов команды. Это был единственный подобный инцидент.
10.
Грузовое судно Empire Tide с катапультой для истребителя Hurricat. После запуска самолета он уже не мог вернуться на палубу, и пилоту оставалось лишь надеяться на приводнение в районе группы своих кораблей.
11.
Эсминец Уэнрайт бункеруется (заправляется) с крейсера Норфолк. Уэнрайт использовался в Арктике лишь в 1942 году, он был в составе полярного конвоя PQ17 и отражал атаки торпедоносцев.
12.
Экипаж эсминца Wells поднимает на борт 27-тонную китобойную лодку. Бывшее американское судно времен первой мировой войны
13.
Моряки грузового судна на курсах зенитно-артиллерийской подготовки. Курс занимал три дня, такие образовательные автомобили оставляли в портах дожидаться следующего судна. На фото моряки готовятся держать в прицеле близколетящие самолеты.
14.
Спасенные члены экипажа эсминца Achates. 31 декабря 1941 года полярный конвой нарвался на мощную группу немецких кораблей. Это столкновение названо «Битвой в баренцевом море». Считается, что ни одно грузовое судно не было потеряно
15.
«Орден синего носа»- сертификат, которые получал моряк после того как впервые пересекал полярный круг. Грамота неофициальная, поэтому от корабля к кораблю их дизайн варьировался. Конретно этот экземпляр с линкора Ансон
16.
Вид с борта английского легкого крейсера Шэффилд во время сопровождения конвоя JW53 конце февраля 1943 года. Это один из самых злых северных штормов военных лет, у крейсера волнами оторвало несколько орудийных башенок.
17.
Нефтяной танкер и грузовое судно. Полярная ночь позволяла сокращать путь до Мурманска или Архангельска, проходя ближе к военным базам немцев. Сокращенный путь занимал 8-10 дней, но был опаснее. Светомаскировка в ночное время суток была строжайшей.
18.
Грузовое судно, июль 1942 года. Полярные дни облегчали визуальный контакт, но и делали суда более видимыми. Приходилось отходить от побережья Норвегии, маршрут шел от западных берегов Исландии и далее — к острову Йан Майен (Шпицберген) и острову Медвежий. Путешествие в среднем занимало пятнадцать дней, но и более длинный маршрут не гарантировал безопасность плюс усложнялась ледовая обстановка.
19.
Экипаж эсминца наблюдает разрыв глубинной бомбы
Теги: История.
Фотографии супер! Непередаваемые ощущения реальности, как будто сам побывал в том времени! Спасибо blogger!
оказывается в Мурманск приходило не более 18% грузов!!! большая часть шла в Архару, так как та считалась более безопасной!!!
Полярные конвои это славная и трагическая страница истории нашего Мурманска и Второй Мировой войны. В ней наряду с беспрецендентным подвигом многих тысяч ещё вчерашних моряков торгового и рыбопромыслового флота СССР и стран союзников, проявившим невиданный героизм, применивших свой професионализм в боевых условиях, было продемонстрирована вся бездарность, порой и просто подлость кадрового командования ВМФ всех участников обеспечения безопасности конвоев, в том числе и нашего.
Фактически СФ, несмотря на героические подвиги Лунина, Фисановича, Шабалина, Гаджиева и многих других, в тактическом и стратегическом плане полностью проиграл битву на морских коммуникациях в Арктике. Фашисты полностью хозяйничели в ней до конца войны. Мало того, обнаруженые после войны их довольно хорошо обустроеные базы на ЗФИ и Новой Земле, говорят о размахе их присутствия в ней. Об этом мало любят упоминать даже спустя десятки лет. На это есть и свои причины, аналогия, уже в дне сегодняшнем, но это уже другой разговор. Что стоит потеря «Q-17», когда из 34 транспортов дошло только 11? Это и героизм тех кто шёл несмотря ни на что, и несмываемый позор тех, кто должен был бы их защищать, но трусливо бросил, прикрываясь приказом и якобы охотой за «Тирпицом»
А вообще, очень показательно, что подводником №1 в ВОВ, личным врагом Гитлера, рекордсменом по потопленому тоннажу противника, стал выпускник одесской мореходки, штурман торгового флота, ставший впоследствии командиром подлодки, А.И. Маринеску, а не кадровый военный.
Мне приходилось в Абердине один раз на заходе туда, когда мы как то гуляли по городу, встретить уже довольно пожилого человека, с наградами на его пиджаке, который услышав нашу русскую речь, подошёл к нам. Было видно нескрываемое любопытство и доброжелательность в его глазах. Сначала конечно мы были в недоумении, когда он начал нам довольно взволновано и эмоционально что-то объяснять. Но всё стало ясно, когда он видя, что мы не въезжаем, просто произнёс на ломаном русском — Мурманск и показал на свои награды. Вообщем, если честно, пошли в ближайший паб, взяли по кружки «Гинесса» и ему вискарика, причём каждый старался заплатить за угощение первым несмотря на протесты остальных. Пообщались, надо было видеть его радость и интерес, когда он узнал, что и мы с Мурманска, внуки тех может, кто разгружал его судно в нашем порту, тех кто ходил с ним в одних конвоях.
Но больше поразило и стало печально от другого, когда мы уже на судне обсуждали эту встречу. Это сравнение послевоеной жизни их ветеранов и наших, отношение к ним в обществе. В России у нас тогда уже во всю щагал «капитализм 90-Х», с его беспределом и приватизаций, невиданным всеобщим моральным деградированием и уродством общества. Я уж молчу про даже про материальное сравнение уровня жизни, не в этом даже дело, нас поразило другое в нём. В будний день, а не в праздник, человек носит свои заслуженные на войне награды и нет риска, что его с них сорвут, украдут, никто над этим не глумиться и не ехидничит, не издевается, а относятся с уважением.
В литературе, к сожалению, эта страница истории ВОВ довольно мало освещена, разве что Пикуль, да есть ещё довольно интересгая книга английского автора Алистера Маклина «Корабль Его Величества «Улисс», почитайте не пожалеете, там довольно интересно описаны те события глазами английского моряка.
http://www.youtube.com/watch?v=Xo7bP9r8my0
В дни празднования 60-летия Победы в ВОВ я была студенткой педагогического университета, и мы помогали в организации мерприятий для участников конвоев, граждан Англии, США, Канады… Уверена, что на этих фотографиях есть лица тех, кто в 2005 году приезжал в Мурманск, и с кем мы лично общались. Их история сложна, они каждый раз совершали подвиг!
Ян-Маен-это НЕ Шпицберген.Интересные фото, железные люди…
Спасибо!
Очень трогательно.
Да конвои это героическая страница, ну а Маринеску пустил на дно корабль на котором были тысячи раненых,женщин и детей. Как стертые с лица Дрезден, Хиросима и Нагасаки нечем гордиться-боевых кораблей на его счету нет, зато пьянства и мерзости его и его экипажа хоть отбавляй,
Почитайте про Маринеско, там есть жизнь, а не мерзость. Мерзость-порочить героев войны, которые уже не могут ответить. Вам лучше бы не судить о вещах, в которых не разбираетесь! В перископ ночью с лодки не видно экипажа, а тем более -пассажиров. А вот фашисты бомбили вовсю санитарные поезда с красными крестами на крышах. В одном из таких под Сталинградом погиб и мой раненый дед.