Нам нужно спрашивать власть и рекламировать область

Автор: 12.04.2012 8 237

Пресс-секретарь экс-губернатора Дмитрия Дмитриенко Александр Калугин рассказал о своих задачах в Мурманской области и своём видении правильной работы пресс-службы правительства

Меня пригласил на работу Дмитрий Владимирович Дмитриенко. Губернатор обозначил некоторые проблемные точки, я поделился своими наблюдениями, сошлись в одном: освещение работы правительства происходит несколько некорректно. На тот момент пресс-служба правительства фактически блокировала в СМИ работу главы региона. Губернатор был слишком закрытым для прессы.

Из этого и вытекала первая задача, которую было необходимо решить: приоткрыть власть, убрав барьеры для доступа к чиновникам.

Первые две недели я просто наблюдал за работой пресс-службы: смотрел новости, общался с журналистами, людьми на улице. Картина получилась довольно грустная: допущенные к работе правительства журналисты были задавлены негласными регламентами, не могли пообщаться с губернатором и хоть что-то спросить.

Сами же журналисты рассказывали, что вопросы Дмитриенко на протяжении двух лет задавались исключительно по бумажкам, заранее подготовленными пресс-службой, а за самостоятельность и несогласованные вопросы эта же пресс-служба их и гнобила. На выходе правительство Мурманской области получило журналистский пул, задавленный самоцензурой.

Это было неприемлемо, такую практику нужно было пресекать. Как правило, я уточнял вопросы у журналистов, но только ради подготовки дополнительной информации, минимизировал барьеры для общения: никаких специально отведенных мест для вопросов, никаких согласований и никаких пяти минут. Дважды попросил повременить с вопросами лишь с целью уточнить какие-то цифры.

Я рад, что мы начали нормально общаться. Вместе мы вышли за рамки пресс-релизов и заранее согласованных бумажек с вопросами.

Мурманск — единственный регион, где весь бюджет сжирают только два СМИ, это ненормально. Тем более очевидно, что те же «Комсомолка» или «АиФ» читаются больше и это конкурентоспособные издания, существующие без бюджетных вливаний. Поэтому считал и считаю, что пресс-служба должна обращать финансовое внимание на все эффективные СМИ, не только на те, с которыми работают годами.

К сожалению, не хватило времени наладить диалог с районной прессой, хотя именно районка формирует повестку дня на местах, и не обращать на неё внимание — это большая ошибка.

Убежден, что не журналисты обслуживают региональное правительство, а местные власти действует заодно со СМИ. Но в тот же момент важно понимать, что мы не ограничены лишь местными изданиями и каналами. Нужно выходить и в федеральную прессу, но не только с политикой — Мурманскую область нужно продвигать!

И это не требует серьезных затрат: приглашение съемочных групп Russia Today, передачи первого канала программы «Хочу знать» Михаила Ширвиндта стоит недорого. Дай им хорошего гида, и на выходе ты получишь материалы, способные потянуть в регион туристов.

Убежден, что Мурманская область — один из ведущих туристически привлекательных регионов страны. Не надо ориентироваться на заявленный поток в 300 тысяч человек в год, гостей может и должно быть намного больше. Для этого у пресс-службы регионального правительства есть все необходимые ресурсы, она должна заниматься освещением не только на уровне области, но и на федеральной и особенно — на иностранных площадках. Область нужно рекламировать!

Вместе с тем, любая власть должна взаимодействовать не только с традиционными СМИ, но и с интернет-площадками, блогосферой. Причем не только через аккаунты в соцсетях, но и с сайтами, не имеющими лицензии минпечати.

Я благодарен коллегам-журналистам за совместную работу, многое подчерпнул у вас и надеюсь, что был вам также полезен.



комментарий 71


    valera 12.04.2012 23:40

    Блядь, декабрист какой. Нахер никто не звал сюда и нахер здесь никому не нужен. С поросём своим пришёл и уйди… молча.

    Thumb up 53 Thumb down 24
    Ответить

      >Губернатор был слишком закрытым для прессы.
      Тот же Калугин, просил меня не фоткать губера в коридоре, по пути к залу. Мол, все будут фоткать только в зале.

      Thumb up 16 Thumb down 8
      Ответить
    E6O6AT 12.04.2012 23:42

    Чумодан, вокзал, Москва!!!!
    А то ишь блять (простите за мой француский) разоткровенничался!

    Thumb up 40 Thumb down 24
    Ответить
    наблюдатели 12.04.2012 23:51

    Уж не знаем каков он в деле. Но пишет складно.

    Thumb up 14 Thumb down 18
    Ответить
    rtgf 12.04.2012 23:57

    что за зеленая пепяка на заднем фоне?

    Thumb up 5 Thumb down 5
    Ответить
      Щебетов Мордокниг Живожурналович 13.04.2012 00:05

      и мертвые с косами вдоль дорог стоят.

      Thumb up 5 Thumb down 3
      Ответить
      Маруся 13.04.2012 00:06

      Пепелаца

      Thumb up 5 Thumb down 3
      Ответить
      андрей 15.04.2012 01:08

      Это центрифуга в центре подготовки космонавтов. Звездный городок, Москов. область.

      Thumb up 2 Thumb down 0
      Ответить
    Филькинштейн 13.04.2012 00:00

    Он фамилией губернатора и областью не ошибся?
    «Губернатор стал более открытым?» Это где это и когда он таким стал/был?

    Одно могу понять: чувачок тут уже обустроился, обратно ехать лень, все дела, вот и намекает Маришке, что он ещё ничего, с «районкой» договорится! ;)

    Thumb up 33 Thumb down 10
    Ответить
      valera 13.04.2012 00:03

      А куда ему… В Москве человеком-плакатом по Сретенке нарезал, а тут — жильё, дешёвая столовка в АМО и журналистки молоденькие-бестолковые…

      Thumb up 36 Thumb down 17
      Ответить
        Seed 13.04.2012 00:30

        это где ж в АМО дешевая столовка? 100 рэ за сомнительного размера котлету и жлобский хлеб по 2 рэ за корочку..

        Thumb up 10 Thumb down 13
        Ответить
          valera 13.04.2012 00:34

          Тема журналисток возражений не вызвала…))))

          Thumb up 24 Thumb down 7
          Ответить
          Сергей 13.04.2012 01:00

          Так в более-менее приличной кафэшке хлеб по 100р,а котлетки от 300!

          Thumb up 11 Thumb down 1
          Ответить
            valera 13.04.2012 01:05

            Кстати — там вкусно и дёшево, вход свободный, рекомендую!

            Thumb up 9 Thumb down 2
            Ответить
        valera 13.04.2012 22:13

        Журналистки минусуют. 1000%. Чё — стыдно?)))) Бестолковые…)

        Thumb up 13 Thumb down 3
        Ответить

          Кстати, если блоггер подчищает «неудобные комментарии» в этой ветке обсуждения, не значит ли это, что он надеется попасть в пресс-службу правительства?;) Уж слишком явно видны симаптии к Калугину и антиаптии к Ищенко.

          Thumb up 10 Thumb down 6
          Ответить

      Филька грамотей, Мариша ещё в должность не вступила, а уже устала от намёков — тяжёлая должность я вам скажу))))

      Thumb up 9 Thumb down 10
      Ответить
    Хуиз Мистерпу 13.04.2012 00:04

    «Любая власть должна взаимодействовать не только с традциционными СМИ, но и с интернет-площадками, блогосферой». Чувак, ну ты сказал! Ща тебе тут повзаимодействуют:))

    Thumb up 19 Thumb down 4
    Ответить

    Разошлись, блеать!
    Калугин — отличный хуй! Губернаторская тусовка со времён Едвокимова — была только «для своих», а благодаря этому кедру у нас хоть темпу и разнообразия прибавилось во взаимодействии с губернаторской тусовкой.
    До сих пор придрачиваю на организованную @_vvg и этим самым «декабристом» встречу блоггеров с Дмитриенко

    Thumb up 21 Thumb down 26
    Ответить
      valera 13.04.2012 00:52

      Ты этим делом не увлекайся особо. ОК? Искренне, от всех, по-дружески…

      Thumb up 23 Thumb down 5
      Ответить

        Моя рука — моя независимость, нехуй завидовать. На что хочу на то и нутыпонел.
        Пора! Пора ориентировать своё мышление в сторону глобализации, а не местячковой «понаехали».

        Thumb up 9 Thumb down 13
        Ответить
    Маруся 13.04.2012 00:23

    Страничка интересная в фейсбуке у него…

    Thumb up 7 Thumb down 3
    Ответить
    Сергей 13.04.2012 00:27

    У Бло ностальгия по ДВД!

    Thumb up 6 Thumb down 6
    Ответить
    beams 13.04.2012 00:28

    Чё то поздно он начал мемуары песать!

    Thumb up 8 Thumb down 2
    Ответить

    А давайте Ширвиндту письмо напишем — он просто так приедет. Надо только придумать, что спросить.

    Thumb up 5 Thumb down 3
    Ответить
      smurnaya 13.04.2012 09:52

      А давай! ) Готова содействовать. Мне кажется лучше всего задать вопрос про военное время и про Рыбачий.

      Thumb up 2 Thumb down 0
      Ответить
    Роман Ц 13.04.2012 01:12

    Калугин – профессионал, нравиться это кому или нет! Надеюсь, что мурманские коллеги увидели, как должна строиться работа с журналистами.
    Задача пресс-секретаря не лепить из губернатора Бога или приближенного к нему, ведь он только человек. Журналист должен иметь возможность задать ГМО любой вопрос. От этого в конечном итоге выиграет и сам губернатор и регион. Он будет знать реальные проблемы. А если все время зализывать и унижать себя, то и отношения будут как у царя с холуями. Чем такое заканчивается все знают!!!!!

    P.S.К дню космонавтики: зеленая пипетка – центрифуга для подготовки космонавтов в Звездном городке.

    Thumb up 22 Thumb down 28
    Ответить

      Чо-чо?
      «Журналист должен иметь возможность задать ГМО любой вопрос. От этого в конечном итоге выиграет и сам губернатор и регион. Он будет знать реальные проблемы. А если все время зализывать и унижать себя, то и отношения будут как у царя с холуями. Чем такое заканчивается все знают!!!!»
      Что вот это за уйня???
      Регламент пусть в опу себе запихнут пресс-секретари хреновы и прочие бумажко-маратели.
      Не только журналюги, но и обычный человек ДОЛЖЕН ИМЕТЬ ПРАВО тормознуть Димаса на улице, и размяв костяшки переспросить «Доколе???»
      Как только таковое реализуется, инстинкт самосохранения сработает у чинуш и у нас отпадёт и смысл и желание переспрашивать.
      Вот как должно быть. А не туева куча упырей с шестизначными зарплатами, придумывающие псево-важные вопросы и абсолютно водянистыми ответами, я такую хуйню как они в докладах на 1-2 курсе универа писал, которая на хер никому не нужна, галочка и помаши ручкой семинару!

      Thumb up 16 Thumb down 7
      Ответить
    Карлсон 13.04.2012 01:34

    А правда у Димы Ищенки зарплата 140k?

    Thumb up 21 Thumb down 1
    Ответить
      new_born 13.04.2012 01:45

      Поговаривали вроде как про 137 рупчиков в месяц

      Thumb up 17 Thumb down 1
      Ответить
      знаю 13.04.2012 10:23

      начальник управления в аппарате ПМО-80 тысяч российских рубликов

      Thumb up 2 Thumb down 1
      Ответить
    алекс 13.04.2012 02:23

    эти деньги он не отработал никак. крайне неэффективно, деньги платили большие, да только результаты отсутствуют, лучше бы десять студентов наняли глядишь и креатив появился БЫ…

    Thumb up 11 Thumb down 4
    Ответить
    Иосиро Барсукинесуки 13.04.2012 03:01

    Калугин — отличный перец! Правда, с Мусатяном договориться нифига не смог:(

    Thumb up 11 Thumb down 8
    Ответить
      igni 15.04.2012 19:29

      А для чего с этим Му то договариваться? И почему этого Му тут вспоминают к месту и без? Он кто? Он что? Кому он и чем мог бы быть интересен? Ответ очевиден: никто, ничто, никому, ничем не интересен! Просто му!!!

      Thumb up 3 Thumb down 0
      Ответить
    Лоник 13.04.2012 03:54

    Все лажа,
    Задача у данного мальчика и у ДВИ и Правительства — были разные, Как у трехголового змея, один девочку хочет, другой мальчика, а третитй рукой обходится.
    Этот мальчик, возможно и хотел, работать на благо населения МО, но поскольку цели у всех трех голов разные, то ничего и не получилось. Самое главное, что этого не хотел/не понимал ДВД.
    ДВД набрал разной шалупени, сам без организаторского и управленческого опыта, — не справился с работой, за что и поплатился. А его банда, каждый в свою дуду гудел и в свой карман. Хорошо, что правление ДВД, закончилось,- почти 2 года, область гробил. Есть губеры, которые и подоле и поболе гробят и грабят.

    Thumb up 16 Thumb down 4
    Ответить
      негодующий 13.04.2012 09:58

      за что это двд там поплатился? Платили мы, а ему и внукам его теперь очень хорошо будет житься до конца дней. ;)

      Thumb up 5 Thumb down 0
      Ответить
    дядя Егор 13.04.2012 07:41

    Главное, что он у нас «многое поДчерпнул» )))
    Вот и неси, неси милок всё «подчёрпнутое» в Москву.
    В Москву, родненький, давай-давай, только не расплескай по пути.

    Thumb up 16 Thumb down 2
    Ответить
    перец ди куэльяр 13.04.2012 07:57

    Вообще то — они все тут не дурственно — подчерпнули. Только вот — прокуратурва молчит).

    Thumb up 16 Thumb down 2
    Ответить
      Мурманчанин 13.04.2012 09:50

      Наверное прокуратуре чуть чуть отлили.
      Вот и молчит прокуратура.

      Thumb up 11 Thumb down 2
      Ответить
    Hodir 13.04.2012 09:08

    Врет, как дышит.

    Thumb up 4 Thumb down 3
    Ответить
    igni 13.04.2012 09:52

    Что это за «птица»? Откуда он? Кто его знает и чем знаменит? И что за утверждение – «губернатор был слишком закрытым для прессы». Это ему приснилось или как? Кто же губернатора у нас закрывал для прессы, если в регионе нет оппозиционных СМИ в ПРИНЦИПЕ? И зачем это здесь рекламируют то, что не спасет никакая реклама – никому неизвестного пресс-секретаря?

    Thumb up 12 Thumb down 1
    Ответить

      Не, ну некоторые изменения все же были заметны. Но то, что никакая реклама не спасет — это уж точно.

      Thumb up 6 Thumb down 0
      Ответить
    smurnaya 13.04.2012 10:04

    А чё журналисты молчат? Блоггер? Изменилась работа пресс службы? В лучшую сторону?

    Thumb up 2 Thumb down 1
    Ответить

    Ну если аж блогир был допущен к телу №1, то надо думать))

    А сейчас вот:

    http://www.gov-murman.ru/press/?d=11-04-2012_15:59

    …и лично Леонида Ильича.

    Thumb up 7 Thumb down 0
    Ответить
    igni 13.04.2012 10:38

    Перечитав еще раз, соглашусь, что два СМИ съедающие бюджет, это нонсенс, это нарушение закона. Для освещения официальных документов отбираются СМИ по конкурсу. Это уже повсеместно делается за исключением нашего региона. И здесь вне конкуренции будет только КП, реальный лидер по читательской аудитории, как печатной, так и интернет версии, то есть единственное издание с широкой аудиторией, зарабатывающее деньги, с интересной, пользующейся спросом у читателя формой подачи информации. Насчет другого издания, названного героем, вопрос спорный, в регионе оно всегда в загоне, полностью датируется, имеет низкий рейтинг и мало читателей по нескольким причинам. Реальных конкурентов у КП в регионе нет, что не есть хорошо, но это факт. Говорить о туристическом ресурсе можно и нужно, как и о продвижении региона в центральных СМИ, но кому это делать? К сожалению и этот «пресс-секретарь» и эта сборная областной пресс-службы на это не способны были и будут в таком составе с таким подходом к работе. В принципе отбор сотрудников для пресс-службы тоже должен быть по конкурсу, хотя и тут будет проблема, выбирать из кого? Из девочек и мальчиков? Из тех, кто работал все время по старой схеме и уже не сможет изменить себя.

    Thumb up 12 Thumb down 2
    Ответить

    А мне не западло сказать Александру спасибо! Благо была возможность сравнить ее с работой Ищенко: небо и земля.До этого было ощущение, что в области кроме «МВ» другой газеты нет и так все уныло и беспросветно, хоть вешайся. Не его вина, что пришлось работать в команде крайне непопулярного губернатора, но то что этот человек профессионал-это факт, чтобы вы френды не говорили.

    Thumb up 13 Thumb down 9
    Ответить
      E606AT 13.04.2012 10:55

      Гавроша, всё! На всех «профессионалах» из команды ДВД можно смело ставить крест на их карьере в Мурманской области…
      Это как бакланы, прилетели толпой, так же и улетят!

      Thumb up 9 Thumb down 4
      Ответить
      igni 13.04.2012 14:44

      Все голословно! «Благо была возможность сравнить ее с работой Ищенко: небо и земля. До этого было ощущение, что в области кроме «МВ» другой газеты нет». Во сне и наяву, а при этом «специалисте» узнали еще Блиц и «высокое звание» «блицевкий оскар», или грязные подъезды, например! Это и есть факты, доказывающие «профессионализм» приглашенного и никому не известного пиарщика? Посмотрим на Питер, как пример. Кто такой Полтавченко? Как говорили ребята-юмористы в одной известной передаче, исполнив посвященную этому моменту песню: «что мы знаем о нем – Полтавченко. Полтавченко. Полтавченко». Но, при этом, посмотрим, кто там возглавил пресс-службу, кто стал пресс-секретарем, кого сейчас назначают рулить молодежью? Это известные в городе, в кругу специалистов и коллег люди, но они все свои, имеют авторитет в городе.
      Кадровый вопрос, кадровая политика – это наиважнейшее дело для успеха в любом, так скажем, начинании, предприятии, тем более в политике, и здесь важно, чтобы пиарщик был и профессионал, и был симпатичен (в смысле обаятельная личность, располагающий к себе), и был запоминаем для народа, на него же (на народ) пиар рассчитан в первую очередь), а если народ оценит, то и на верху оценят. Поэтому приходится констатировать – ДВД и партнеры — одного поля ягодки, от первых замой до пиарщиков, от этого пресс-секретаря, до руководителя пресс-службы. Пусть простят меня все – но это серая безликая масса, не умеющая даже имитировать деятельность, доброжелательность, и прочее. Все равны как на подбор. Там не было и нет ярких личностей, и результат на лицо! Как будет дальше – посмотрим, но судя по всему, мало что изменится, потому что принципы подбора и назначений остаются прежние – кум, сват, зять, дружка-подружка…

      Thumb up 9 Thumb down 4
      Ответить
    Буч 13.04.2012 11:20

    Когда стало известно, что уходит Дмитриенко, все журналисты кричали: «Пусть уходит, а Калугина оставьте!». Он поработал-то всего ничего, но, господи, он в любое время находил все телефоны, доставал всех чиновников и вообще не звездил, в отличие от некоторых. Такого адекватного человека в правительственной пресс-службе еще не было. Александр, вернитесь к нам!!!!

    Thumb up 11 Thumb down 13
    Ответить
    mix 13.04.2012 13:24

    Согласен с Гаврошем. С господином Ищенко нужно что-то делать. Поскольку ДЕЛАТЬ он ничего не может. За такие деньги действительно можно конкурс объявить.

    Thumb up 12 Thumb down 1
    Ответить
    Олег Кирьяков 13.04.2012 14:12

    «К сожалению, не хватило времени наладить диалог с районной прессой, хотя именно районка формирует повестку дня на местах, и не обращать на неё внимание — это большая ошибка».
    Блеадь как не хватило? Больше года сидел в регионе. где городов и газет то с гулькин нос. можно подумать пресс-секретарем Буша был

    Thumb up 6 Thumb down 3
    Ответить
      Иосиро Барсукинесуки 13.04.2012 14:13

      А не несколько месяцев разве?

      Thumb up 3 Thumb down 0
      Ответить
    iks 13.04.2012 20:27

    Александр говорит о закрытости ТОГО губернатора, а что сделали эти варяги, приехав в Мурманск — открылись?! Была одлна оппозиционная в некоторой степени газета — Территория Закона, и ту прихлопнула, а сейчас — одна сладкая тошниловка, во главе с МВ и ВМ, на которые золотой дождь изливается только для того, чтобы лично угождать мурманской и областной верхушке. И это зная, он еще нам пытается что-то внушить?! Ну и наглость! Присоединяюсь ко всем напутствиям легкой дорожки: в Москву, в Москву, в Москву!!!! Вместе со всей стаей!!!! (Только бы не забыли и своего редактора из МВ прихватить)!..Рвачи улетели — и перекрестимся. (Может, сейчас и другие уже на подлете, но Бог дал передышку — уже хорошо!).

    Thumb up 4 Thumb down 2
    Ответить
      igni 15.04.2012 10:13

      Территорию закона нельзя называть газетой, тем более оппозиционной. Это боевой листок с соответствующими сему скромному званию «специалистами», который выдавал на гора то, что было нужно владельцам, кстати, меняющимся. Подобие арктического ТВ, то красные то белые, то с красными, то с белыми.

      Thumb up 10 Thumb down 0
      Ответить
    аноним 13.04.2012 22:37

    по-моему с приездом дмитриенко всезакрылось, а не открылось.дмитриенко ни одного интерью самостоятельно дать не мог.

    Thumb up 4 Thumb down 2
    Ответить
    Сергей 13.04.2012 23:42

    Господа, друзья, коллеги, товарищи!
    О чём мы говорим? Я — представитель районного СМИ. Столкнулся на Балу Прессы с г-ном Калугиным в коридоре. Бросился как к родному: здравствуйте! Калугин прошествовал, не повернул голову кочан и чувств никаких не изведав. А теперь пишет о недосказанности в отношениях с районными СМИ. А кто мешал хотя бы в ответ кивнуть умной головушкой? Не надо быть большим физиономистом, чтобы понять: перед нами типичный холуй, признающий только власть чиновника, не имеющий своего мнения и ненавидящий всех, кто чуточку (по его разумению) умнее его. Может собственные гордыня, глупость и чванство помешали наладить общий язык с районными и обласными СМИ??? Не перестаюсь удивляться наглости пришлых: как ловко и быстро они мимикрируют под ситуацию. Вчера поднимали на щит ДВД, а сегодня в угоду сохранения тёплых мест, готовы сожрать «поверженного» с потрохами и говном! Неужели им до сих пор непонятно: чужие кустарники и цветы не приживаются на северной поляне. Уходите достойно! Извинитесь за всё, что натворили и уходите. Северяне — люди отходчивые — простят, а там глядишь и Бог простит!

    Thumb up 12 Thumb down 3
    Ответить
      Иосиро Барсукинесуки 14.04.2012 00:18

      Сергей, я все понял – вы перепутали его с Ищенко, он ждал свою жену.

      Thumb up 10 Thumb down 2
      Ответить
    Иосиро Барсукинесуки 14.04.2012 00:14

    Сергей, название вашего СМИ?

    Thumb up 2 Thumb down 2
    Ответить
    Анастасия 14.04.2012 18:47

    Респект Калугину- он сумел сделать так чтоб после отъезда о нем продолжали говорить. Жаль, что область потеряла такого профессионала.И просто отличного человека.

    Thumb up 7 Thumb down 8
    Ответить
      igni 15.04.2012 09:33

      Прославился по Чехову. Прославился, так прославился, но в узком кругу себе подобных «профессионалов»! Хорошо, что монголо-татарское иго закончилось!

      Thumb up 6 Thumb down 0
      Ответить
      Олег Кирьяков 16.04.2012 14:48

      если Калугина заменить на Пупкина говорить будем также активно. не в калугинах дело, а в их спорных делах за 100 тыщ в месяц

      Thumb up 1 Thumb down 1
      Ответить
    Буджум 15.04.2012 17:29

    Лучшая фишка этого выступления:

    «Убежден, что не журналисты обслуживают региональное правительство, а местные власти действуют заодно со СМИ».

    Конечно, родной, кто же в этом сомневается? Заодно они действуют. Это все видят. Потому и не верит никто этим сиропным публикациям и телесюжетам, в которых рассказывается о начальничках всех уровней. Таких дооооступных, таких миииилых…

    Thumb up 3 Thumb down 0
    Ответить
    bubuka 16.04.2012 21:57

    А кто-нибудь знает,что будет с ГТРК и вестником,там сидят Дмитриенковские дамы???

    Thumb up 2 Thumb down 0
    Ответить
    igni 28.04.2012 18:28

    Не понимаю – зачем пиарить никчемного «пиарщика», потому что он вывел в «свет» блогера? Дал ему зеленую улицу? Заранее извиняйте, но некрасиво все это!!!

    Thumb up 2 Thumb down 1
    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Место свободно

Комментарии

Избранное

Сделано самими

Need merch? Dream SMP Merch

Яндекс.Метрика